ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Династический цикл в истории Китая и Тайпинское восстание

Историческое время и династический цикл. В конфуцианском универсуме человеком по определению являлся только монарх – единственная личность, его деяния оказывали особое воздействие на мироздание и особенно отчетливую реакцию. Недостойное поведение монарха вызывало знамения отрицательной реакции Неба: появление комет, солнечные и лунные затмения. Невнимание государя к увещеваниям приводило к стихийным бедствиям (землетрясениям, камнепадам, наводнениям и проч.) и народным восстаниям. Если государь не исправлялся, тогда в общественном сознании династия теряла свой «небесный мандат» (тянь мин), и могла быть заменена новой.

Так мы совершаем пере¬ход к пониманию китайской культурой исторического времени. Традиционное китайское историописание (сосуществующее ныне с иной традицией, ввезенной с Запада) складывается примерно к оформлению Империи – в эпоху Хань. Уже в «Исторических записках» китайского «Отца истории» – Сыма Цяня исторический процесс, по сути, рассматривался как чередование сменявших друг друга исторических циклов. Общая схема исторического процесса – представляет собой сочетание линейности и циклизма. Циклы правления династий сменяются в линейной последовательности. Здесь следует упомянуть о чрезвычайной архаичности данной конструкции, которая является не просто линейной, но линейно-регрессивной. Хорошо известно, что конфуцианство относило эпоху Золотого века к глубокой древности. В рамках конфуцианства – это квазиисторическое время правления совершенномудрых государей Яо, Шуня и Юя, который явился основателем первой китайской династии Ся (2205 – 1766 гг. до н.э. в традиционной хронологии). Близки к стандарту совершенномудрого чжоуские правители (несомненно исторические) – У-ван и сын его Вэнь-ван. Позднее мир погрузился в смуту. По этому поводу великий китайский философ и историк Чжу Си (1130 – 1200) писал: «Вот уже тысячу пятьсот лет Дао, переданное Яо, Шунем… и Конфуцием, не осуществлялось в мире ни единого дня» [22, c. 322].

В главе «Ли Юнь» («Обращение благопристойности») конфуцианского трактата «Ли цзи» («Записи о ритуале-ли») описывается порядок деградации человечества: от эпохи Великого Единения (Да тун) к эпохе Великого Процветания (Тай кан) затем – Малого Процветания (Сяо кан) после чего наступила эпоха Хаоса и Упадка (Цзюй луань). Конфуцианские реформаторы XIX в. (Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао, Янь Фу) попытались развернуть схему уже в рамках прогрессистской модели: в результате реформ человечество сможет пройти все перечисленные этапы, вернувшись к обществу Да тун. Линейная регрессивная модель исторического времени оказалась вписанной в циклическую.

Ярчайшим представителем конфуцианского исторического синтеза оказался неоконфуцианский мыслитель Шао Юн. Шао Юн в трактате Хуан цзи цзин ши («Свыше предопределенное управление миром») ввёл доктрину космических циклов, основанную на термине юань (первоначало) из «И-цзина». Космический цикл юаня был Шао Юном разделен на меньшие отрезки – нянь (год), ши (эпоха), юнь (поворот), хуй (совокупность). В каждом юане – 12 совокупностей, 30 поворотов. В каждом повороте – 12 эпох, в каждой эпохе – 30 лет (нянь). Продолжительность цикла равна 129 600 годам, так что начало нового цикла абсолютно соответствует началу предыдущего.

Основой для моделирования послужил китайский астрономический год: в юане столько же «совокупностей», «поворотов», «эпох» и «лет», сколько в году – месяцев, в месяце – суток, в сутках – часов (гэн, досл. «стражей»), в часах – минут. Основные этапы вселенского «года» были соотнесены с сезонами «И-цзина»: юань – начало, хэн – рассвет, ли – польза/выгода, чжэн – добродетель. Этим циклам нет начала и нет конца. Первый соответствует весне, последний – зиме (пустоте, предшествующей формированию нового универсума).

Основываясь на архитектонике гексаграмм «И-цзина», Шао Юн утверждал, что период расцвета мира и человека приходился на шестой отрезок цикла мироздания (соответствующий шестому месяцу года): эпоха совершенномудрых государей, передававших власть не сыну-наследнику, а наиболее достойному в Поднебесной человеку. Вся последующая история человечества (хронологически в неё Шао Яо-фу включал и нашу современность) относится к седьмой фазе вселенского цикла и рассматривается как начало упадка мира, причём упадок только прогрессирует. История человечества уже переменила четыре ухудшающихся типа правления: хуан (Августейших), ди (владык), ван (царей), ба (тиранов/гегемонов). Каждый из этих типов также соотносится с сезонами: совершенномудрые правили весной, тираны-гегемоны Поднебесной – зимой.

4 — 2019
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, д.и.н., профессор Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ