Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
«Изображения данников правящей династии Цин» («Хуан цин чжи гун ту») как источник сведений о Центральной Азии в XVIII веке, цз.ii
§8. 拔達克山囘目 / 拔達克山囘目婦
拔達克山囘民 /拔達克山囘民婦
Старейшина Бадахшана / Супруга старейшины Бадахшана
Мусульманин из Бадахшана / Мусульманка из Бадахшана
拔達山在哈什哈爾之西二千餘里,蓋西域回部之稍大者。乾隆二十四年秋,大兵追擒逆回兩和卓木至其地,其酋素爾坦沙協力堵截,執殺两和卓木,獻馘軍門,輸誠内屬,遣使赴京瞻仰,貢獻狗馬鎗械等物,其附近之坡羅爾等城回人亦俱聞風向化。男女服食大約與哈什哈爾等城回俗相同,其言語謂之帕爾西話。
Бадахшан находится в 2 тысячах с лишним ли от Кашгара, занимает значительную часть окраины мусульманских областей в Западном крае. В 24-й год правления под девизом Цяньлун (1760) войска в погоне за двумя мятежными ходжами достигли этих краев, местный вождь Султан-шах присоединился к ним и блокировал путь, схватил и умертвил обоих ходжей, преподнес их левые уши главнокомандующему военачальнику и искренне принял вассальное подчинение [Цинской империи]. Отправил посланников в столицу, чтобы засвидетельствовать почтение государю и преподнести дары – собак, коней и стрелковое оружие. Хуэйцы Болора и других соседних городов, услышав об этом, также перешли в подчинение [Цинской империи]. Одежда и пища мужчин и женщин в целом похожа на принятую у мусульман Кашгара и прочих городов, язык их называется парси.
Ученые до сих пор расходятся во мнении, какая местность получила в китайских источниках название Болор. В. В. Бартольд указывал, что страна Болор — «туземное название области, более известной теперь под наименованием Кафиристан». По другой версии, это был Читрал, самый северный округ пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва; упомянутый в китайских источниках поход правителя Бадахшана Султан-шаха в страну Болор совпадает по времени (1751 г.) с упомянутым в исторических хрониках «Та’рих-и Бадахшан» походом Султан-шаха на Читрал [Абаева, 1975, С.158, 163]. Соотнесение Болора с Читралом можно найти и в Ежегоднике ферганской области [Ежегодник, 1903, С.25].
Упомянутые в тексте мятежники ‒ братья Хан-Ходжи и Бурхан ад-Дин ‒ стали серьезной проблемой после разгрома Джунгарского ханства. Изначально Цины сделали на них ставку, надеясь с их помощью умиротворить нестабильный регион, однако в планах братьев не значилась зависимость от китайцев, а потому, заручившись достаточной поддержкой на местах, они открыто выступили против Цинской империи. Цинские войска довольно долго гонялись за ними по всему региону и в деле усмирения мятежников пытались привлечь на свою сторону киргизов, которые на протяжение всего конфликта старались занимать нейтральную позицию, даже после нескольких набегов Хан-Ходжи на киргизские кочевья. Упомянутое выше посольство Маматкул-бия было отправлено в Пекин именно в контексте переговоров с Цинами об оказании помощи в поимке мятежников. В апреле 1759 года указом императора Цяньлуна сановникам Цзюньцзичу было велено передать бурутскому правителю следующее: «Когда великая армия атаковала Яркенд, вам было приказано послать войско на помощь. Вы намеренно сослались на сильные холода и глубокие снега. <…> Поскольку вы искренне изъявили покорность Небесной династии и удостоились милостивого расположения великого императора, полагаем, что [вы] обязаны послать солдат на помощь, чтобы показать свою верность и в будущем удостоиться нашей милости. <…> Если же опять будете спокойно сидеть и наблюдать, сложа руки, мы непременно дознаемся [об этом]» [Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана, 2003, С.101-102]. Но, очевидно, даже это не подвигло киргизов к каким-либо активным действиям, и помощь в итоге пришла от бадахшанского Султан-шаха. На иллюстрации представлен бадахшанский старейшина. В отличие от типичных для свитков «Чжи гун ту» изображений представителей этноса средних лет, он относится к старшей возрастной группе, сед и морщинист. Его супруга также несколько старше, чем обычно изображаемые женщины. Орнамент на одежде соответствует распространенному в Бадахшанской области и в настоящее время.
Простые мусульмане Бадахшана одеты в одежду из достаточно дорогой ткани с вышивкой, из чего можно заключить, что общее благосостояние в районе было достаточно высоко, хотя на обеих женщинах – и простой, и знатной ‒ отсутствуют какие-либо украшения. Кисти рук простолюдинки спрятаны в длинных рукавах, при этом голова не покрыта.
Сомкина Надежда Александровна Восточный факультет СПбГУ