ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

«Открытие индуизма»: феномен общественной мысли Бенгальского Возрождения

Мыслители, представившие своё видение индуизма во всей его полноте и многообразии, полемизировали и с ортодоксами-традиционалистами, и с ревайвалистами. Их открытие индуизма мотивировано, с одной стороны, тем же стремлением оправдания и защиты индуизма, что и у брахмоистов, хотя и с известной долей консервативного уважения к родной религии в её реальном облике, а с другой, – сознанием необходимости трансформации ряда индуистских практик и установлений в меняющихся условиях современности.

Если условно определять цели «открытия индуизма», которые ставили мыслители-реформаторы, то у Раммохана Рая будет очевидно открытие родной религии для духовного, морального и социального благополучия и совершенствования единоверцев, и его продолжали брахмоисты. Во второй половине XIX – начала XX вв. добавились цели новые. Писатель и социолог Бонкимчондро Чоттопаддхай (1838–1894) был движим желанием показать духовную, культурную и социальную ценность индуизма. Ученик Рамакришны, философ Свами Вивекананда (1863–1902) создаёт представление об индуизме как всеобъемлющей и самой толерантной из всех религий мира – и для индуистов, и для мировой аудитории. Политически мотивировано было осмысление индуизма у Ауробиндо Гхоша (1872–1950), пока он принимал участие в освободительном движении 1900-х годов: его открытие происходит для указания соотечественникам источника вдохновения на пути к пурна свараджу. Эти три открытия индуизма не единственные, но они наиболее наглядны с позиций целей и значения.

Бонкимчондро Чоттопаддхай в поздний период творчества (1880-е гг.) создал ряд трудов об индуизме, где рассмотрел и осмыслил его в исторической эволюции как сложное духовно-культурное целое. При этом, подобно Р. Раю, он видел его основу в универсальном монотеизме: «Корень религии, в частности, индусской религии, – единый Бог, Бог во всех вещах, следовательно, наша дхарма – в том, чтобы искать блага всех вещей» [Chatterjee, 1986, С. 191]. В «Письмах об индуизме» он отвечает на вопрос «Что такое индуизм», подчёркивая, что сам термин имеет иностранное происхождение, а религия тех, кого называют индусами, не имеет названия, хотя для них «вся жизнь есть религия» – отношения с Богом и с людьми, духовная и мирская жизнь «образуют одно сжатое и гармоничное целое, разделить которое на компоненты означает сломать всё устройство» [Bankim’s Hinduism: 2011, C. 299]. Однако название «индуизм», несмотря на множество связанных с ним противоречий и стереотипов, – весьма хорошо, так как все разнообразные религии, в которым он прилагается, имеют минимум два общих качества: они все происходят из общего источника и, следовательно, придерживаются общих доктрин; и опираются на священные тексты на санскрите или на другом языке, происходящем из санскрита [Chatterjee, 1986, C. 301].

Внешнее наблюдение говорит о многообразных индуизмах – политеистическом и пантеистическом, монотеистическом и даже атеистическом (если включать в него буддизм), о гуманном вайшнавизме и кровожадном шиваизме и так далее. Но Бонкимчондро видит во всех присутствие «некоторых общих свойств, некоторых фундаментальных принципов, которые формируют основание всего» [Chatterjee, 1986, C. 304] – это дхарма, (сути писатель отождествляет её с культурой), философская сущность (таттва-джняна) – знание о высшем Боге в душе человека, преданность Богу (бхакти) и моральная жизнь. Благодаря этому любая форма богопочитания приемлема в индуизме, так как «Бог может принять поклонение в любой форме» [Chatterjee, 1986, C. 197].

1 — 2024
Автор:
Скороходова Татьяна Григорьевна, Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия