ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

«Изображения данников правящей династии Цин» («Хуан цин чжи гун ту») как источник сведений о Центральной Азии в XVIII веке, цз.ii

§2. 伊犂等處宰桑
Зайсан из Или и прочих земель

伊犁等處台吉之下,各置宰桑以轄民人部落,職有大小,以所轄之遠近為差。男戴紅纓高頂捲邊皮帽,左耳亦飾珠環,衣長領衣,或以錦繡,或以紵絲氆氇,腰插小刀,佩椀巾,穿紅牛革鞮。其婦人服飾亦俱與台吉之婦相似,盖亦無甚區别也。

В Или и прочих местностях в подчинении тайджи всюду ставятся зайсаны, чтобы управлять народом и племенами. По положению они бывают крупными и мелкими, ранжируются в зависимости от степени удаленности зависимого [от них населения]. Мужчины носят меховые шапки с загнутыми полями и с высокой тульей, отделанной красной бахромой, левое ухо украшено кольцом с жемчужиной, одеты в платье с длинным воротом, либо из вышитой парчи, либо из индийского сукна, на поясе носят маленький кинжал, а также чашу и платок, обуты в туфли из кожи рыжего яка. Одежды их жен также похожи на одежды жен тайджи: по-видимому, [они] тоже ничем не отличаются.

В период XV‒XVIII вв. зайсанами называли людей, занятых на службе у монгольских ханов и крупных князей. В округе Или, под началом тайджи, зайсаны отвечали за вверенных им подданных, занимались хозяйственными делами, распределением пастбищ и сбором повинностей. Поскольку немусульманское население региона вело преимущественно кочевой образ жизни, за зайсанами часто «закрепляли» не территории, а кланы, соответственно, их власть распространялась на представителей клана независимо от того, насколько далеко тот откочевал [Владимирцов, 1934, С.138, 140, 144].

В отличие от подавляющего большинства иллюстраций в «Чжи гун ту», люди на которых изображены в статичных позах, зайсан и его супруга запечатлены в динамике. Женщина указывает рукой на что-то впереди и очевидно идет к этой цели, оглядываясь на мужчину, словно зовет за собой. Мужчина, подобрав полы платья, следует за ней, большим пальцем правой руки указывая себе за спину. С одной стороны, динамичность их поз можно понимать как указание на активное участие зайсанов в жизни народа, поскольку, в отличие от тайджи, которые решали масштабные стратегические вопросы, зайсаны заведовали насущными, хозяйственными делами населения и были больше вовлечены в жизнь простого народа. С другой, пока до трактата не добрались специалисты по гендерным исследованиям, предположение о том, что иллюстрация свидетельствует о высокой социальной роли женщины, пока еще не было озвучено.

В целом костюм и атрибуты тайджи и зайсана практически идентичны, однако последний уступает в богатстве отделки ‒ его обувь не покрыта вышивкой, платье и пояс пошиты из заметно менее дорогой ткани. То же справедливо и по отношению к женщинам.

4 — 2019
Автор:
Сомкина Надежда Александровна Восточный факультет СПбГУ