ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Эволюция представлений об историческом времени в Китае эпохи Цин (вторая половина xix в.)

Следующая попытка была совершена Ван Тао (王韜, 1828–1897) – одним из основоположников китаи скои журналистики и сотрудником Джеимса Легга – переводчика конфуцианского канона. Ван Тао стал одним из первых китаиских интеллектуалов, посетивших Великобританию, и в своих «Записках вольного странника» (Манью суйлу, 漫游随录) с горечью писал, что европеицы именуют Китаи 5000-летним колоссом на глиняных ногах, неспособным измениться и обреченным на гибель. Исходя из тех же побуждении , что и Сюэ Фучэн, Ван Тао создал четыре хчленную периодизацию китаискои истории:

1. Основание (чуанчжи, 創指) – эра первых культурных героев: Ю-чао, Суи -жэня, Фу-си и Хуан-ди.

2. Цивилизация (вэньмин, 文明) – эра Яо и Шуня.

3. Три первые китаи ские династии (三代) – Ся, Шан и Чжоу.

4. Современная эра – от времени династии Цинь.

Это не единственная периодизация Ван Тао. В другои статье он предложил пятеричную схему, отличающуюся значительно меньшеи четкостью. Начинается она «глубочаишеи древностью» (шангу, 上古), далее идут: «средняя древность» (чжунгу, 中古); Три династии; имперскии период (от Цинь до начала XIX в.) и современность. Однако эта схема, скорее, редуцируется до четверичнои. Впрочем, совершенно очевидно, что подобные схемы выстраивались не в русле историографии, а для иллюстрации беспрецедентности возникшеи историческои коллизии. Китаи – страна глубочаишеи древности, прошедшая через этапы поступательного развития, все -таки воспринимается как ущербная по отношению к Западу.

Еще одним китаиским интеллектуалом, верным традиционным идеалам, но рано столкнувшимся с западными реалиями, был известныи ученыи -антиквар и успешныи компрадор Чжэн Гуаньин. Занимаясь торговлеи опиумом и антиквариатом, он стал убежде нным сторонником принципа «изменение – есть основа Дао, это и есть истинныи принцип Неба». Поскольку конфуцианцы не разделяли природнои и социальнои среды, лучшеи иллюстрациеи первопринципов природы являлась китаи ская история. Свою схему периодизации Чжэн Гуаньин изложил в трактате «Простые речи» (Иянь, 易言). Начинается она также глубочаишеи древностью, в период которои совершенномудрые культурные герои установили правление и культурные обыкновения. Второи период – «феодальныи» (фэнцзянь, 封建)7, т.е. Три династии, установившие стандарты социальных и политических институтов на 2000-летнии срок. Третии период – имперскии, также продолжавшии ся около 2000 лет от объединения Китая Цинь Ши-хуаном. Современность начинается от «снятия прибрежных ограничении» и она характеризуется как эра торговых сношении . Подобные схемы были помещены и в самое известное сочинение Чжэн Гуаньина Шэнши вэи янь (盛世危言, «Смелые речи в век процветания»), но вариативность их была минимальна. Небезынтересную троичную схему предложил и малоизвестныи на Западе чиновник столичнои Палаты доходов Чэнь Чи (陳熾), участвовавшии в Движении за реформы 1898 г. В свое м трактате «Книга для [практического] применения» (Юн шу, 庸書) он упоминал, что история Китая начиналась от правления Хуан-ди. Первоправитель заложил основы человеколюбивого правления (仁政, жэнь чжэн), которое определяло китаи скую историю на следующие 2000 лет. Циньским объединением в 221 г. до н.э. начинается вторая эра – деспотизма, которая привела к неуклоннои деградации общества и истощения его созидательнои энергии, ввергнувшеи страну в слабость и нищету.

Это положение было вскрыто западным вторжением, открывшим третью эру. Чэнь Чи написал предисловие для Шэнши вэиянь Чжэн Гуа-ньина. Чжэн приложил к трактату избранные места из сочинении Ван Тао и Сюэ Фучэна, в том числе посвященные историческои периодизации. Это более чем красноречиво свидетельствует о полном осознании проблемы и стремлении донести ее до потенциальных читателеи во всеи полноте. Попутно традиционное общественное сознание получало «прививку» представлении о линеиности исторического времени, что облегчало восприятие необратимых и стремительных перемен.

3 — 2019
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, д.и.н., профессор Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ