ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Эволюция представлений об историческом времени в Китае эпохи Цин (вторая половина xix в.)

Судя по документам, новые смыслы начали эксплицироваться к середине 1870-х гг. В частности, в 1874 г. Ли Хунчжан (李鸿章, 1823–1901) подал на имя императора меморандум, посвященныи вопросам береговои обороны в свете притязании Японии на Таи вань. В этом документе имелась отдельная секция, посвященная общеи оценке международного положения Цинскои империи: неравноправные договоры с «варварскими державами», дававшими иностранным подданным право передвижения по территории Китая и его внутренним водам, в том числе в самои столице, «не имели прецедента за последние несколько тысяч лет». Вдобавок, у иностранцев имеются пароходы, телеграфные линии и вооружения, превосходящие все , чем располагал Китаи , чего также ниогда не было в его истории. Это был лишь первыи документ такого рода, опубликованы аналогичные меморандумы Ян Чанцзюня (чжэцзянского губернатора), Ван Вэньшао (хунаньского губернатора). Все они использовали клишированную формулу «беспрецедентно резкие перемены» (вэйю чжи бяньцзю, 未有 之变局), которая быстро распространилась в среде элиты, как состоящеи на службе, так и оппозиционнои. Таи ваньскии исследователь Ван Эрминь перечислил имена 37 ученых-чиновников и литераторов, в чьих трудах и переписке встречается эта формула, естественно, что ее распространенность была глубже и шире. Впрочем, не следует преувеличивать масштабов «прозрения» цинскои элиты, о че м свидетельствует «Автобиография» Кан Ю-вэя.

Носителям традиционного китаи ского сознания, как и парои десятилетии ранее Хун Сюцюаню, предстояло в кратчаи шии срок традиционную – вселенскую – историю встроить в западную по генезису глобальную историю, и прежде всего синтезировать периодизацию. Первую попытку такого рода предложил Сюэ Фучэн (薛福成, 1838–1894), помощник и секретарь Цзэн Гофаня и Ли Хунчжана (до 1875 г.), которыи в 1890-е гг. был главои цинскои дипломатическои миссии в Англии, Франции, Италии и Бельгии. Отправнои точкои его рассуждении также были масштаб «беспрецедентных» (цицзю 歧局, чуанцзю 闯局) бедствии , постигших Китаи , осмысливать которые с позиции славного прошлого было совершенно невозможно. К 1879 г. он написал несколько докладных записок, посвященных внутреннему и внешнему положению империи. Картина истории Китая, которую представил Сюэ Фучэн в однои из таких докладных [41, c. 20–21], весьма примечательна. Он полагал, что китаи ская история длилась не менее 10 000 лет, которые подразделял на четыре периода:

1. Хунхуан чжи тянься (洪荒之天下) – дословно: «мир первозданного хаоса», когда люди жили и вели себя как дикие звери.

2. Вэньмин чжи тянься (文明之天下) – «цивилизованныи мир». Начало его – эра культурных героев: Суи-жэня (燧人, изобретателя огня), Ю-чао (有巢, первостроителя), Шэньнуна (神农) – божественного земледельца. Они превратили дикость в упорядоченность, внедрив социальные институты и экономические навыки. На этот период приходятся три древнекитаиские династии – Ся, Шан и Чжоу (2205–221 гг. до н.э.), то есть его протяженность около 2000 лет.

3. Империя. В III–II вв. до н.э. императоры Цинь и Хань заменили существовавшую прежде удельную систему (фэнцзянь, 封建)3 на централизованную администрацию (цзюньсянь, 君賢). Продолжительность этого периода – около 2000 лет.

4. Чжунвай ляньшу чжи тянься (中外連庶之天下) – «мир китаи ско-иностранного взаимодеиствия», текущая современность. Данная схема, при всеи ее компактности, является отличнои иллюстрациеи неразберихи, воцарившеи ся в умах китаискои интеллигенции. Прежде всего, бросается в глаза использование термина «Поднебесная» (тянься, 天下) в коннотации, вырваннои из изначально синоцентрического значения этого слова. Бросается также в глаза традиционная для конфуцианцев традиция восприятия мифических культурных героев как исторических персонажеи . Метод же выделения исторических эр явно демонстрирует все то же дискретное историческое мышление и невозможность формулирования единого критерия, положенного в основу периодизации. Первобытная эпоха постулируется как универсальная, но о неи тут же забыто, и основои для описания последующих эр остае тся только сам Китаи . Формулировка третьего периода, – видимо, первая попытка осмысления социальных особенностеи древнекитаи ского общества, которая приведет через полвека к дискуссии о существовании в древнем (доимперском) Китае феодализма и соотносимости этого явления с прочими обществами древности и средневековья. Огромная заслуга Сюэ Фучэна в другом: он первым попытался создать глобальную и компактную схему, «оторвавшись» от династического цикла. Схема, в которои идет линеиныи отсчет событии от известного (хотя бы и мифологизированного) прошлого к неизвестному будущему, для Китая была уникальнои. Движущеи силои истории при этом признавалась внешняя угроза: в прошлом – от кочевых народов, стоящих в культурном отношении неизмеримо ниже Китая (наследие традиционного синоцентризма); в современности же жители Запада доминируют на морских коммуникациях и создали всеобъемлющую систему международных связеи , поэтому они не могут быть названы варварами. Задачеи Сюэ Фучэна было спасение традиционного синоцентризма, пусть и ценои вписывания его в новыи мировои порядок; естественно, эта и подобные еи попытки были обречены с самого начала. Лишившись самодовлеющего места в космическои системе, Китаю предстояло наи ти новое место в реальном мире.

3 — 2019
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, д.и.н., профессор Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ