ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Языковая репрезентация оппозиции «свой – чужой» в китайском паремиологическом фонде

Материалы и методы исследования
В данной статье представлен анализ системы средств актуализации оппозиции «свои – чужой» на материале паремии и фразеологизмов китайского языка. Главным источником собранной нами картотеки (всего 54 языковые единицы) послужили «Китайско-русский фразеологический словарь» О.М. Готлиб [15], «Словарь привычных выражении современного китайского языка» И.Р. Кожевникова [16] и «简明成语词典 Jianming chengyu cidian» [17]. Особенностью словаря И.Р. Кожевникова является то, что в не м описан один из основных разрядов фразеологической системы современного китайского языка – привычных выражении (гуаньюнъюй), а словари О.М. Готлиб и «简明成语词典» содержат толкование наиболее употребительных и распространенных фразеологических единиц китайского языка.

Согласно классификации И.В. Войцехович, китайские паремии группируются в соответствии с их формальной структурой в следующие классы:
1) Яньюи (谚语) – устойчивые единицы со структурой предложения, обладающие назидательностью, дидактичностью и выражающие суждения по какому-либо поводу;
2) Суюи (俗 语 ) – разговорные устойчивые выражения с незамкнутой структурой;
3) Чэнъюи (成语) – фразеологизм, как правило, состоящий из четырех элементов;
4) Сехоуюи (歇后语) – недоговорка; изречение, состоящее из иносказания и его раскрытия;
5) Гэянь (格言) – изречение из какого-либо известного трактата;
6) Гуанъюньюй (惯用语) – привычные выражения [7, с. 17].

Поскольку китайские устойчивые выражения весьма неоднородны, во многих случаях нельзя провести четкую границу между их классами; более того, вопросы терминологического характера как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике на данный момент разработаны недостаточно, что позволяет некоторым исследователям, в том числе П.П. Ветрову, отказаться от традиционной классификации устойчивых единиц китайского языка и использовать термин «фразеологическая единица» [6, с.17-60].

2 — 2020
Автор:
Арекеева Юлия Евгеньевна, Удмуртский государственный университет