Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США
В чем подоплека конкурентного вызова США со стороны Китая и России?
Оказывается, за последние 20 лет Пекин и Москва приложили значительные усилия в создании их геополитической силы, в усилении агрессивности против интересов США и послевоенной международной системы. Как Россия, так и Китай долго скрывали свои намерения, и Америка не всегда могла распознать вызов.
Россия проявила свою «ревизионистскую» сущность, то есть желание пересмотреть сложившийся порядок, в 2008 году во время войны с Грузией и в 2014-2015 гг. в период событий на Украине. Однако авторы, видимо, забывают, что именно Грузия первой нанесла удар по Южной Осетии и погибшими были российские миротворцы. А государственный переворот на Украине был инспирирован извне. России пришлось защищаться от «цветных» революций на своих границах.
Об этом однозначно говорится в российских программных документах по внешней политике. В Стратегии национальной безопасности отмечаются недружественные шаги США в отношении России — это и претензии к глобальной политике сдерживания нашей страны в политической, экономической, военной и информационной сферах [2, 12], и приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, а также развертывание вопреки международным договорённостям систем ПРО [2, 15], и действия по дестабилизации в «геополитическом поясе безопасности» Российской Федерации в Евразии в общем и на Украине в частности [2, 17]. В условиях пандемии COVID-19 весьма многозначительно выглядит опасение российского руководства, высказанное еще в 2015 г. в Стратегии национальной безопасности, о «неопределенности относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием» и расширении на территориях соседних с Россией государств «сети военнобиологических лабораторий США» [2, 19].
При этом Россия последовательно декларирует заинтересованность в выстраивании взаимовыгодных отношений с Соединенными Штатами Америки, на принципах равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга [1, 72].
Однако отношение к России со стороны Администрации президента США выглядит достаточно жестко. Авторы «Конкурентоспособной стратегии в отношении Китая и России» отмечают, что Россия страдает от слабости и унижения, которые она испытала в конце развала СССР и после окончания холодной войны. Она стремится восстановить свой статус и влияние в мире. Поэтому она стоит за многополярный мир главных стран в противовес одностороннему миру США.
Россия стремится восстановить сферу своего влияния как в ближнем зарубежье (Грузия, Украина), так и в дальнем зарубежье (Сирия). Для этого используются вооруженные силы, частные военные компании, военные связи, а также политические, экономические и энергетические средства. Существенным в стратегии России является ослабить союзы США в Европе и других частях света, а также подорвать и дискредитировать глобальное лидерство США.
Администрация США считает, что за исключением тех случаев, когда Россия строит свою сферу влияния, ее геополитические цели разрушительные, то есть подорвать мировой порядок и извлечь выгоду из последовавшего беспорядка.
Авторы документа полагают, что Россия субъективно ощущает себя великой державой, несмотря на экономическую отсталость, коррупцию и демографические проблемы. Хотя она работает над расширением возможностей своих вооруженных, в том числе и ядерных сил, но она по-прежнему зависит от западных технологических ресурсов и передовых технологий в ключевых областях.
По их мнению, для достижения своих целей Россия занимается продажей оружия, поставкой энергоресурсов и строительством гражданских атомных электростанций. На этой основе выстраиваются стратегические отношения с иностранными партнерами, которые Москва использует в политических целях.
Семенов Александр Владимирович, Семенов Илья Александрович