Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США
Подобная риторика не может не вызывать опасения в Пекине. Министерство обороны КНР в последней «Белой книге» по обороне отмечает, что на смену возможностям глобализации пришла международная стратегическая конкуренция. «США корректируют свою стратегию национальной безопасности и стратегию национальной обороны, проводят одностороннюю политику, провоцируют и усиливают конкуренцию между основными державами, существенно увеличивают военные расходы, ускоряют наращивание потенциала в ядерной, космической, сетевой, противоракетной обороне и других областях и подрывают глобальную стратегическую стабильность» [9]. Азиатско-Тихоокеанский регион стал центром соперничества между крупными мировыми державами, что создает неопределенность для региональной безопасности. США укрепляют военные альянсы в АТР, развертывают системы ПРО в Южной Корее. Австралия продолжает консолидировать свой военный союз с Соединенными Штатами [9].
При этом о китайско-американском сотрудничестве Пекин отзывается в том же духе, что и Москва. Китайско-американские отношения являются одними из важнейших двусторонних отношений в мире. Сотрудничество является единственным правильным выбором между двумя странами. Соединенные Штаты должны отказаться от менталитета холодной войны. Китай не намерен бросать вызов Соединенным Штатам и не хочет заменять собой США. Но и Соединенные Штаты не должны ограничивать развитие Китая. КНР готова работать с США, чтобы расширять сотрудничество на основе взаимной выгоды, разрешать разногласия на основе взаимного уважения, продвигать китайско-американские отношения, основанные на координации, сотрудничестве и стабильности [10, 4].
Несмотря на вполне миролюбивый тон во внешней политике Китая, если после окончания холодной войны место США как глобального лидера никто не оспаривал, и только с приходом к власти президент Трамп обратил внимание на возвышении Китая и сфокусировал внешнюю политику на конкуренции Великих держав.
Отношение к Китаю в администрации США как к конкуренту повлекло за собой ревизию взаимодействия на всех уровнях – глобальном, региональном и двустороннем и во всех сферах – политической, социально-экономической, военной, гуманитарной. Были пересмотрены и ценностные основы бывшего сотрудничества.
Как Соединенным Штатам противостоять конкурентным вызовам и угрозам со стороны Китая и России?
Бюро Госдепартамента США - разработчик конкурентоспособной политики предлагает отказаться от мышления в духе отрицания абсолютного преимущества или абсолютной возможности в отношении конкуренции великих держав. Дело в том, что мощь конкурентных держав уже выросла до уровня «почти равных соперников» и по объемам, и по возможностям. Это является «свершившимся фактом», который нельзя отрицать. Фактически. американские власти отказываются от игры с «нулевой суммой», когда победитель забирает все. Китай часто критиковал США в том, что они действуют в духе «холодной войны». Китайские власти в свою очередь предлагали взаимодействие на основе «общего выигрыша», когда выигрывают все участники геополитической игры.
Новое предложение Госдепартамента имеет свои особенности. В связи с тем, что конкуренция — это фактически состязание, то обнаруживаются два подхода участия в данном состязании.
Первый подход: это «бежать быстрее конкурентов», то есть США должны создавать процветание, расширять экономику; поддерживать и усиливать привлекательность ценностей и идеалов, правительства и общества; строить взаимоподдерживающие и расширяющие возможности отношения с широким кругом соответствующих международных партнеров и других заинтересованных сторон; продвигать инновации и удерживать лидерство на критически важных аренах передовых технологий, способствующих укреплению национальной власти; использовать технологические достижения на арене национальной безопасности, чтобы сдерживать и, если необходимо, побеждать агрессию и содействовать американской безопасности [6, 5].
Второй подход: это заставить «конкурентов бежать медленнее» (препятствовать прогрессу), то есть, действуя как самостоятельно, так и с как можно большим количеством поддерживающих союзников и партнеров, США должны предпринять шаги, замедляющие темпы продвижения конкурентов в соответствующих областях, такие как вышеупомянутые, но не исключая способности Америки сотрудничать с этими конкурентами по общим интересам и использовать взаимовыгодное взаимодействие, где это возможно, для управления конкуренцией и снижения рисков [6, 5].
Семенов Александр Владимирович, Семенов Илья Александрович