Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
К вопросу о собирательных существительных в современном китайском языке
В СКЯ собирательность не является грамматической категорией, впрочем, строго говоря, вряд ли можно говорить и о наличии в данной системе категории множественного числа существительных в принципе. В СКЯ не наблюдается «противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» [ЛЭС 1990] – единственного и множественного числа. Присоединение к одушевленным существительным, называющим лиц, суффикса 们 -men факультативно, и немаркированная форма может обозначать как множество, так и единичный предмет или явление: cловоформа 学生 xúeshēng ‘студент(ы)’ может в равной степени относиться как к одному студенту, так и к целой группе обучающихся, единственность или множественность называемых предметов определяется по контексту. Не имеющее в своей морфемной структуре суффикса 们 -men существительное является нейтральным с точки зрения категориального значения числа. Следовательно, морфологический признак в качестве критерия для выделения категории собирательности использоваться в данной системе не может (в отличие, например, от русского языка, где именно формальный (морфологический) критерий был положен в основу классификации категорий единичность – множественность – собирательность по «правилу треугольника» А.А. Реформатского [Реформатский, 1987].
В СКЯ, как представляется, следует говорить о собирательных существительных как о лексико-грамматическом разряде, в который включаются слова, выражающие значение совокупности/ множественности, представленной как единое целое (семантический признак), и имеющие ограничения по сочетаемости со счетными словами (грамматический признак).
В случае когда в основу классификации кладется словообразовательный критерий, в морфемной структуре существительных в СКЯ должен присутствовать определенный элемент (знаменательная или служебная морфема), наличие которого объясняет значение собирательности в общей семантике получающегося при этом бинома.
В словообразовательной системе СКЯ такая возможность возникает в рамках копулятивной (сочинительной) модели, где имеет место «сложение функционально-синтаксически и семантически равноправных морфем (лексем), дающих в сумме единое значение» [Семенас, 1973, С. 63]. Здесь семантика совокупности, представленной как единое целое, возникает в результате соединения антонимичных или определенным образом соотносящихся (коррелятивных) знаменательных морфем. К этому подтипу собирательных существительных, в китайской науке названном 并列式集合名词 bìngliè shì jíhé míngcí ‘собирательные существительные копулятивной модели’, относятся:
群众 qúnzhòng ‘массы’, 书籍 shūjí ‘книги, литература’, 花卉 huāhuì ‘цветы’, 时空 shíkōng ‘время и место’, 桌椅 zhuō yǐ ‘столы и стулья’, 父母 fùmǔ ‘родители’, 子女 zǐnǚ ‘дети’, 夫妇 fūfù ‘супруги, муж и жена’, 夫妻 fūqī ‘супруги, муж и жена’, 姐妹 jiěmèi ‘сестры’, 兄妹 xiōngmèi ‘братья и сестры’, 男女 nánnǚ ‘мужчины и женщины’, 师生 shīshēng ‘учителя и студенты’, 亲友 qīnyǒu ‘родственники и друзья’, 人民 rénmín ‘народ’, 人马 rénmǎ ‘войско’, 车马 chēmǎ ‘уличный транспорт’, 树木 shùmù ‘деревья’, 灯火 dēnghuǒ ‘огни, свет’.
Емельченкова Елена Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет