ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Из летописи казанской тюркологии конца XIX – первых десятилетий XX в.: «Я ныне составляю большой указатель литературы о чувашах» (письма Н. Ф. Катанова Н. И. Ашмарину, 1903–1921 гг.)

Первая вступительная лекция профессора императорского Казанского университета Н. Ф. Катанова «Этнографический обзор турецко-татарских племен» (29 января 1894 г.) стала значимым этапом в биографии ученого-тюрколога и в развитии университетской традиции преподавания тюркологических дисциплин и курсов. Его новаторский вклад в отечественную тюркологию и университетскую традицию изучения тюркских народов на рубеже ХIХ–ХХ вв. заключается в изложении оригинальной комплексной исследовательской программы. Лекция «Этнографический обзор турецко-татарских племен» стала значимым университетским опытом изложения объекта, предмета и направления углубления дисциплин в тюркологии после периода деятельности профессоров и преподавателей восточного разряда Казанского университета первой половины XIX в. В сфере его комплексного изучения тюркских народов Евразии были их языки, географические зоны расселения, религия, письменность, образ жизни, хозяйство, антропология, тюркские государства, а также источники и уровень сведений по языкознанию, лингвистике, статистике, этнографии, истории и культуре тюрков России и зарубежной Азии.

По свидетельству Н. И. Ашмарина, в Казани он «поселился по окончании курса Института в 1894 г.» (Ашмарин онлайн). Появление в Казани выпускника знаменитого центра московского востоковедения – Лазаревского института восточных языков Н. И. Ашмарина (Лебедев, Родионов, Семёнова, Касимов 2020, с. 27–36) (годы учебы – 1891–1894 гг.) стало уникальным явлением. В истории гуманитарных исследований в институтах Казани рубежа XIX–XX вв. это единственный факт и событие, имеющее огромное историко-научное, культурное и науковедческое значение в феномене казанского центра тюркологии в России. В первые десятилетия XX в. он углубил классическую базу изучения чувашской филологии, лексикографии, этнографии, истории и культуры, представленную в XIX в.

Ярким научным и общественным признанием заслуг Н. И. Ашмарина стало избрание его членом-корреспондентом АН СССР в 1929 г.

В 1941 г. известный тюрколог и его коллега С. Е. Малов писал: «В историю туркологии Н. И. Ашмарин войдет как крупное лицо, как выдающийся деятель науки. Он один охватил во всем объеме изучение чувашского языка. И мы долго еще не получим исследователя чувашского языка с таким широким кругозором» (Малов 1941, 140).

В 1956 г. академик-тюрколог, выпускник Лазаревского института восточных языков и Московского университета В. А. Гордлевский в памятной статье, посвященной 85-летию Н. И. Ашмарина, писал: «В Казани, центре Поволжья, этого неиссякаемого источника для исследований, затрагивающих судьбы финно-тюркского мира, Ашмарин, уроженец Поволжья, и нашел себя. Богатая этнографическая обстановка давно захватила его, и не школе, а исключительно себе и пытливости своего ума, расположенного к лингвистике, обязан Ашмарин, нащупавший потом в Казани и методы, и темы и мучившийся нередко от плохой оборудованности провинциальных библиотек» (Гордлевский 1956, 268–276).

Научная биография Н. И. Ашмарина связана со следующими значимыми преемственными периодами: московским («лазаревским») (1891–1894 гг.), первым казанским (1894–1919 гг.), симбирским (1919–1923 гг.), бакинским (1923–1926 гг.) и последним казанским (чебоксарским) (1926–1933 гг.).

Институциональные, структурные и социокультурные традиции миссионерской идеологии и практики в Казани на рубеже XIX–XX вв. повлияли на следующее личностное событие. Ученый-востоковед Н. И. Ашмарин «Советом Братства святителя Гурия» был назначен учителем в Казанскую центральную крещено-татарскую школу (КЦКШ) (Лебедев, Родионов, Семёнова, Касимов 2020, 65) 17 декабря 1895 г., а 12 января 1896 г. был допущен к исправлению обязанностей наставника Казанской учительской семинарии».

Эти рубежные годы и последующие десятилетия до смерти профессора Н. Ф. Катанова в марте 1922 г. связаны со знакомством, личным и профессиональным общением двух российских востоковедов-тюркологов, получивших классическое образование в востоковедческих центрах Санкт-Петербурга и Москвы.

Личные письма Н. Ф. Катанова своему соратнику Н. И. Ашмарину, сохранившиеся в научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, относящиеся к 1903–1921 гг. (Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее – НА ЧГИГН). Отд. IV. Ед. хр. 151. Инв. № 48), полно описывают их взаимоотношения и направления научной работы и личных связей, а также события и оценки этих переломных годов. Они раскрывают ряд обстоятельств их жизненного пути и в целом социальной и культурной повседневности. Во многом в этих письмах особенно заметны также социальные и культурные аспекты творчества тюркологов Казани. Можно вычленить и ценностные ориентиры их научной и общественной деятельности.

К сожалению, не известны и еще не обнаружены ответные послания Н. И. Ашмарина Н. Ф. Катанову.

3 — 2024
Автор:
Лю Лицю, Р. М. Валеев, Р. З. Валеева, Г. Иналджик, Р. В. Курочкин, Нанкинский университет науки и технологии, г. Нанкин, Китайская Народная Республика, Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, Казанский инновационный университет