ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Некоторые социально-политические концепции в трактовке конфуцианцев и моистов

Подобной логике призывают следовать моисты при проведении государственной кадровой политики. Критерием, определяющим уровень нравственности, является соответствие действий поступкам великих правителей прошлого. В этом контексте часто упоминаются цзиньский Вэнь-гун, чуский Лин-ван и Гоуцзянь, ван царства Юэ. Упоминается, что их подчиненные старательно пытались копировать ванскую модель поведения и отношения к разным сферам жизни, что и послужило причиной для установления хорошей политической и экономической ситуации в царствах. Достаточно следовать принципам «взаимной любви» для того, чтобы воплотить это на практике. Установленный порядок повлияет на людей, побуждая их любить друг друга от всего сердца. Это, в свою очередь, положительно отразиться на производственной деятельности, будет способствовать укреплению государства.

Таким образом, опираясь на идеи о «всеобщей любви и взаимной выгоде», отталкиваясь от интересов низших слоев населения, Мо-цзы и его последователи придают большое значение реальным материальным условиям жизни народа, восставая против концепции «музыка и ритуальные церемонии (礼乐 – ли лэ), имеющим дело только с высокосветской сферой общественной жизни.

Погребальный обряд для высших слоев общества имел особое значение. В конфуцианстве, погребальный обряд и траур по усопшему четко регламентирован и одинаков как для сына Неба, так и для простого люда. Свод правил, регламентирующих ритуальную сферу, а также обрядовые нормы, прописан в трактате «Ли цзи» (礼记 - книга ритуалов). Значительная часть текста посвящена вопросам, связанным с траурными церемониями. Целый ряд глав «Ли цзи» описывает исключительно эту тему: глава 15 «Сан фу сяо цзи» («Малые записи [о] ношении траура»), глава 22 «Сан да цзи» («Основные записи [о] трауре»), глава 34 «Бэнь сан» («[О] поспешности [возвращения домой для] траура»), глава 35 «Вэнь сан» Расспросы [о] трауре»), глава 36 «Фу вэнь» («[О] вопросах ношения [траура]»), глава 37 «Цзянь чжуань» («Промежуточный комментарий»), глава 38 «Сань нянь вэнь» («Вопросы [о ношении] трехлетнего [траура]»), глава 49 «Сан фу сы чжи» («Четыре установления [по] ношению траура»). Кроме того, и другие разделы текста содержат фрагментарную информацию, дополняющую и развивающую общие представления, связанные с трауром [Кейдун, 2015, с.84].

Моисты оспаривали необходимость наличия настолько сложной, разветвленной системы, поскольку понапрасну использовались ресурсы как отдельной семьи, так и государства. Это, в конечном итоге, шло в разрез с концепцией экономного использования ресурсов ради общегосударственной выгоды. Существование сложного, детально регламентированный порядок ношения траура также подвергалось критике. Существовало пять степеней траура: чжаньцуй, цзыцуй, дагун, сяогун, сыма. Внутри каждой из перечисленных групп тоже существовали некоторые различия, вследствие чего можно говорить о делении видов траура на одиннадцать уровней в зависимости от объекта, в отношении которого осуществлялся траур [Кейдун, 2015, с.85]. Таким образом, траурные церемонии и обряды в буквальном смысле сковывали жизнь носившего траур на период времени от трех лет до нескольких месяцев, оказывая негативное влияние на производственную, политическую и иные сферы жизни общества:

3 — 2021
Автор:
Тухтаева Екатерина Рустамовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет