Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Религиозный синкретизм концепции сань цзяо в художественной интерпретации Фэн Мэнлуна
Серьезные социально-политические явления скрыты под фантастическим началом злых сил. Поэтому проблематика разворачивается в двух мирах: реальном и чудесном. Хитрые государственные деятели представлены как злые силы, и в образе демонов-лисиц они привносят смуту в мир. Отображены и картины городской жизни, а также описаны судебные процессы и процедуры административного делопроизводства, что также является влиянием исключительно конфуцианских положений. Но все же главное место в романе занимают именно волшебные сюжеты, отражающие искусство магии, алхимии, сформировавшиеся не без влияния даосско-буддийских концептов.
Понятие «даосизм» довольно многогранно, в разные периоды Средневековья даосами называли и ярых последователей религии, и отшельников, и алхимиков, и даже чиновников-конфуцианцев, которые после службы любили приобщиться к плавлению киновари. Влияние даосских убеждений в романе «Развеянные чары» неопровержимо, учение выражается в магии, мантике, колдовстве, а так же в описании даоса-наставника, как последователя учения, воплощающего в себе естественность и невозмутимость духа, щедро награждающего своих учеников просветленностью к истинному знанию природы вещей.
Наши главные герои: старая лиса, ее распутный сын и кокетливая дочь постоянно сталкиваются с ситуациями, которые им тем или иным способом помогают решить даосские наставники. Например, лис-оборотень Хромой был подстрелен охотником во время своего превращения, рана его была настолько сильная, а боль настолько невыносима, что его заботливая мать – Старая лиса – направилась к самому известному лекарю Яню Три Точки за помощью. Лекарь же был не простым, когда-то он принял учение у даосского наставника и поэтому мог не просто по пульсу определить болезнь стоящего перед ним пациента, но и почувствовать недуги его ближних и дальних родственников. Янь Бэньжэнь не побоялся демонической сущности Старой лисы и выдал ее сыну необходимые лекарства, тем самым поставив его на ноги.
Еще один пример является одновременно главной темой одной из сюжетных линий романа. Лекарь Янь поведал Старой лисе о возможности навсегда избавиться от звериного обличия, но для этого ее семейству нужно было найти даосского монаха, который поможет им в этой проблеме. Впрочем, лисье семейство, не колеблясь, направилось в странствие в поисках своего наставника, не сомневаясь в своем решении, они были уверены, что даос избавит их от лисиного хвоста, на пути им также помогают последователи даосского учения, угощая горячей пищей и сладким вином в теплых павильонах местных храмов.
Но не только лисицам в романе удается встретиться с даосскими наставниками и стать их учениками. Даосы милостивы и добры, постигнув истину, они не скрывают эту возможность от простых людей, а наоборот, рады поделиться своими знаниями, но не напрямую демонстрируя методы познания, а как бы приоткрывая занавес и позволяя ученикам самим постичь Абсолют. Так случилось и с господином Чжан Дапэном. В раннем детстве он потерял родителей, тяжело заболел, и его учитель бросил его одного. К счастью малыш Чжан случайно встретился с даосским наставником, который не просто вылечил его, но и научил магическим умениям повелевания духами и демонами. В будущем уже сам господин Чжан стал наставником и помогал ищущим обрести знание.
Кроме этого даосские взгляды прослеживаются в произведении в магии и мантике. В классическом понимании даосизма магия часто представляет собой гадательные обряды, к которым прибегали китайцы в обыденной жизни. Гадатели в этом случае не имели злонамерений, они ставили перед собой цель узнать будущее, чтобы быть к нему готовыми, или им было необходимо изгнать злых духов. Наши же главные герои – лисы – не желали быть прорицателями, они сами были демонами и хотели подобно Небесным божествам вершить свое будущее, но изначально неправильно истолковав смысл небесной книги, учинили множество бед, которые привели к противостоянию имперской власти и мятежников. Лисы проделали множество бесовских магических пакостей, так они с легкостью взращивали армию воинов для Ван Цзэ из простых бобов, призывали демонические силы для борьбы против имперского войска, затуманивали разум людей.
Смирнова Анастасия Алексеевна, Мухаметзянов Рустем Равилевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет