ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Религиозный синкретизм концепции сань цзяо в художественной интерпретации Фэн Мэнлуна

Образ красавицы дочери старой лисы схож с образом лисицы-обольстительницы А-Цзы, о которой Гань Бао писал в «Записках о поисках духов» (搜神記соу шэнь цзи). «Сяо был обнаружен в пустом могильном склепе. Оборотень же, услыхав голоса людей и собак, скрылся. Обликом он совершенно уподобился лисицам, человеческого в нем почти ничего не осталось. Мог только бормотать: «А-Цзы!» [Гань Бао, 1994, С. 115]. Юнъэр подобно А-Цзы проникла в сознание даоса Цзя, но он не мог добиться ее расположения, от чего и умер.

Всех наших героев, которые посеяли раздор в мире, ждет расплата за содеянное. Святая тетушка, которая ранее более всего мечтала изучать Небесную книгу, получила желаемое. Белую обезьяну, охранявшую Книгу исполнения желаний, оправдали за помощь в поимке демонов и возвратили на небеса, а старую лису заточили в скале остерегать сокровище. Юнъэр за коварство было суждено выйти замуж за глупца, а за свое распутство она поплатилась жизнью. Ее брат – Хромой, который также отличался сладострастием, был пойман небесной девой с помощью волшебного зеркала, и, будучи пораженный молнией, оказался в вечном адовом огне.

Подводя итог, можно уверенно утверждать, что каждое их Трех учений сыграло важную роль в формировании основ художественной литературы средневекового периода; философские категории всех учений: и конфуцианства, и даосизма, и буддизма, – отразились в романе «Развеянные чары» в виде различных по нраву литературных героев и их столь же различном образе жизни.

Религиозные представления китайцев отличаются исключительной сложностью и запутанностью. Конфуцианство, как политическое и морально-этическое учение, составляет официальную идеологию, основу его концепций составляет роль ритуала. Две другие школы в большей степени формировали народную мысль, которая отразилась в простонародных культах. Сформированные на основе даосских идей сюжеты разнообразны, наиболее привлекательны для авторов истории о магических и телесных практиках. Буддийские концепты в большей степени отражены в виде рассказов о кармическом воздаянии и перерождении.

Конфуцианство, даосизм и буддизм соединяются в целостную систему и воплощаются в романе Фэн Мэнлуна в едином сюжете, часто находя отражение философских принципов в концепциях «ближнего» учения. Подобное объединение мы именуем «религиозный синкретизм», основой которого является философско-религиозный синтез.

2 — 2022
Автор:
Смирнова Анастасия Алексеевна, Мухаметзянов Рустем Равилевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет