ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Представления о роли внешних акторов в ливийском конфликте в современном экспертно-аналитическом сообществе Турции (на примере анализа материалов SETA)

Для Франции Ливия имела важное значение, прежде всего, с точки зрения поддержания находящегося в состоянии упадка геополитического влияния Парижа в регионе. Этот интерес обуславливал статус Франции как одного из идейных вдохновителей военной интервенции международной коалиции в Ливию. Кроме того, он же объяснял, почему Франция продолжала играть заметную роль в зоне конфликта, несмотря на все неудачи и допущенные ошибки. При этом несмотря на то, что Франция выражала активную поддержку начавшейся в регионе демократической волны в контексте начала «арабской весны», она продолжает поддерживать сильных секулярных военных лидеров в странах региона (Faytre 2020, 4). В случае с Ливией это Х. Хафтар, которого она видела в качестве гаранта интересов французских компаний и государства в Ливии. При этом если при Ф. Олланде эта поддержка носила более скрытый характер, то при с приходом к власти Э. Макрона она приобрела очевидно более яркое выражение. Политика Елисейского дворца в Ливии отражала стремление Э. Макрона лишний раз заявить о Франции как о лидере ЕС и глобальном игроке. Франция активно призывала внешних акторов не вмешиваться в конфликт, сохраняя высокий уровень собственной вовлеченности, а также ведя двойную политику официальной поддержки признанного ООН режима и неофициального сотрудничества с Х. Хафтаром. В целом турецкие исследователи активно подчеркивали деструктивный характер французской политики в Ливии, считая ее одним из виновников сложившейся ситуации, которая способствовала сохранению хаоса в Ливии.

Что касается Италии, то в документах SETA отмечалось, что для официального Рима наибольшую важность в контексте ливийского кризиса представлял вопрос нелегальных мигрантов. Учитывая влияние неконтролируемой миграции на социально-экономическое развитие и безопасность Апеннинского полуострова, ливийский кризис не представлялся для Италии лишь проблемой африканской политики, а напрямую влиял на положение внутри самой европейской страны. При этом акцент делался на том, что для Италии являлось приоритетным достижение стабильности и порядка в Ливии, в условиях которого стало бы возможным дальнейшее возмещение полученного за период кризиса экономического ущерба (Güngörmez 2020, 2). Несмотря на стремление к политике равной удаленности от внутренних акторов, отмечалась фактическая поддержка итальянской стороной ПНС. При этом в целях достижения консенсуса имели место также контакты с представителями режима Х. Хафтара. Также в рамках данного вопроса подчеркивался факт того, что Италия считала необходимой более активное и эффективное вмешательство ЕС в Ливию в качестве единого актора в целях более эффективного содействия урегулированию конфликтной ситуации и проведения комплексной посреднической миссии.

1 — 2024
Автор:
Лукьянов Григорий Валерьевич, Кулиева Нубара Салман кызы, Институт востоковедения Российской Академии Наук, Москва, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва