Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
«Протестантский буддизм», «креольская вера» и буддийский модернизм. Концепции модернизации буддизма в работах зарубежных буддологов последней трети XX века
«Протестантский буддизм» и «креольская вера» в работах Гананатха Обейесекере и Стефена Протеро
Гананатх Обейесекере использовал понятие «протестантский буддизм», во многом опираясь на деятельность по возрождению буддизма на Цейлоне, которую в 1880-х гг. вело Теософское Общество, возглавляемое Г. Олькоттом. В частности, Обейесекере подчеркнул ту роль, которую сыграл в этом процессе написанный Олькоттом «Буддийский катехизис» [24, 25]. В нем буддизм был представлен как рациональная научная религия, чей путь к спасению основывался на соблюдении этических норм, без нужды в Боге или божественном откровении. «Буддийский катехизис» выдержал множество переизданий и длительное время использовался в обучении в буддийских школах на Цейлоне, значительная часть которых также была основана и поддерживалась Теософским обществом. Эти школы были сформированы по образцам христианских миссионерских школ, начиная от изучаемой программы до проведения соревнований по крикету, лишь в их названиях вместо христианских имен использовались буддийские. В процессе обучения происходило проникновение викторианско-протестантских ценностей в культуру местной образованной элиты, которая пришла к власти после обретения Цейлоном независимости. Заимствовались также и организационные формы, различные буддийские объединения моделировались по христианским образцам: союзы буддийской молодежи, буддийские воскресные школы и т.д. [23, 46].
К началу 1990-х гг. термин «протестантский буддизм» получил признание в научных кругах; см. напр.: [17], [19], [20]. Однако со временем стали высказываться мнения об односторонности данного понятия и необходимости его уточнения. Важное значение в этом отношении имела работа американского исследователя Ст. Протеро «The White Buddhist. The Asian Odyssey of Henry Steel Olcott» [28]. В ней была подробно рассмотрена деятельность Г. Олькотта. Кроме того, применительно к теме «протестантского буддизма» Ст. Протеро ранее опубликовал отдельную статью [27].
Полковник Генри Олькотт (1832–1907) был довольно необычным человеком, хотя в чем-то и типичным для своего времени. Как пишет Протеро, «если главным отличительным свойством людей эпохи модерна была способность вынашивать самые гордые мечты и беспощадно работать для их воплощения, то полковник Олькотт был одним из самых гордых мечтателей и самых беспощадных работников того времени» [28, 180]. В течение жизни Олькотт был сельскохозяйственным предпринимателем, журналистом, харизматическим целителем, участником Гражданской войны, одним из чиновников федерального правительства, проводивших расследование убийства президента Линкольна, первым президентом Теософского общества. В своем религиозном поиске он прошел путь от пресвитерианства через спиритуализм к теософии и буддизму. Он не только мечтал о «Едином буддийском мире» и «Универсальном Братстве Человечества», но и прилагал огромные усилия, чтобы они воплотились в истории [28, 180].
Книга Протеро, по сути, является первой научной биографией Олькотта, но для наших целей основной интерес представляет рассмотрение его деятельности по возрождению буддизма на Цейлоне. До конца XIX в. здесь достаточно успешно работала христианская миссия, и постепенно формирующийся на Цейлоне средний класс был во многом вестернизирован. Тем не менее уже в 1820-х гг. христианская миссия сталкивается со всё возрастающим сопротивлением местного буддийского духовенства и активных мирян, особенно усилившимся в 1860-х гг. с появлением буддийской прессы. Прибытие на Цейлон в 1880 г. основателей Теософского Общества, Г. Олькотта и Е.П. Блаватской , дало мощный толчок уже начавшемуся процессу буддийского возрождения и перевело его на качественно иной уровень, что признавали современники этих событий. В частности, об этом писал Анагарика Дхармапала, воспитанник Теософского Общества, позднее ставший главным деятелем движения за национальную независимость и буддийское возрождение на Цейлоне [28, 284]. До своей смерти в 1907 г. полковник Олькотт более тридцати раз побывал на Цейлоне, основал там Буддийское Теософское Общество и значительное количество буддийских школ разного уровня (в том числе воскресные), часть из которых существует и в настоящее время. Будучи талантливым оратором, он постоянно выступал с публичными лекциями, пропагандируя буддизм, кроме того, много писал и издавал периодику. Один из эпизодов его деятельности включал официальное посредничество между буддийскими организациями и британским правительством для улаживания конфликта между буддистами и католиками 1883 г. [28, 284–285]. В теоретическом плане наибольший интерес представляет концепция «креолизации», предложенная Ст. Протеро. В лингвистике термин «креольские языки» обозначает группу языков, возникших в странах Карибского бассейна во времена колониального освоения этого региона европейцами. Так, гаитянский креольский язык формировался в условиях, когда рабы, вывезенные из различных районов Западной Африки, жили и работали на плантациях, владельцами которых были франкоговорящие европейцы. Возникающий в подобных условиях креольский язык комбинировал различные элементы африканских и европейских языков, однако не хаотично, а в соответствии с определенной закономерностью. Словарный запас по большей части заимствовался из господствующего языка, языка-лексификатора (в данном случае французского), но грамматика, синтаксис, морфология, сохраняли структуру языка-субстрата, в данном случае западно-африканских языков. Кроме того, происходило общее упрощение грамматических форм. Постепенно термин из области лингвистики стал использоваться антропологами и историками культуры при исследовании других культурных явлений, возникавших в условиях колониального господства, в частности, негритянской культуры в южных штатах США [28, 8].
Гунский Алексей Юрьевич, АНО «Институт Восточной культуры»