ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

«Протестантский буддизм», «креольская вера» и буддийский модернизм. Концепции модернизации буддизма в работах зарубежных буддологов последней трети XX века

Введение в историографию вопроса

В научной и популярной литературе буддизм долгое время представлялся как некое особое учение, «научная» или «философская», а-теистическая религия, а иногда и не как религия вообще. В нем будто бы нет места предрассудкам и религиозному поклонению, он отрицает слепое подчинение авторитетам и совместим с современными демократическими ценностями, его учение основано не на догмах и вере, а на личном опыте, обретаемом в ходе глубокой медитативной практики.

Такой несколько идеалистичный взгляд на буддизм в научных кругах в последней четверти XX в. стал постепенно меняться. Это было вызвано как полевыми исследованиями, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии, так и переосмыслением научных установок востоковедов после выхода в 1978 г. известного исследования Э. Саида «Ориентализм. Западные концепции Востока». Безусловно, на процесс переосмысления оказало влияние и общее накопление знаний о буддийских авторах, текстах и практиках.

Постепенно возникло понимание, что современный образ буддизма был сформирован в ходе модернизации стран Азии, вызванной колониальным движением западных стран на восток, и этот образ в значительной степени отличается от того, что буддизм означал для миллионов жителей Азии на протяжении многих столетий.

Начало научного изучения процессов модернизации буддизма было положено немецким ученым Х. Бехертом в конце 1960-х гг. Рассматривая возрождение буддизма в постколониальных обществах южноазиатских стран, он в фундаментальном труде «Buddhismus, Staat und Gesellschaft in den Landern des Theravada-Buddhismus» [16] и в последующих статьях сформулировал 12 характерных особенностей буддийского модернизма: 1) стремление к независимому (вне традиционных толкований) пониманию буддийского учения, опирающемуся преимущественно на ранние тексты; 2) «демифологизация» буддизма (то есть символическая интерпретация традиционной космологии); 3) определение буддизма как «научной религии»; 4) акцентирование на том, что буддизм представляет собой скорее философию, чем веру или религию; 5) определение буддизма как «религии оптимизма» в противовес западному пониманию буддизма как «пессимизма»; 6) выделение в качестве важнейшей черты буддийского образа жизни активность в личной и общественной жизни; 7) усиление значимости «социальной работы» в обществе; 8) утверждение, что буддизм включает в себя социальную философию, понимаемую как философию равенства; 9) представление о том, что буддийское общество должно быть демократическим; 10) появление буддийского национализма; 11) тенденция современных буддистов к переписыванию истории в соответствии с собственной интерпретацией; 12) возрождение и популяризация буддийской медитации как важнейшей составляющей буддийской религиозной практики [36, 213].

Антрополог из Шри Ланки Гананатх Обейесекере в статье 1970 г. «Religious Symbolism and Political Change in Ceylon» ввёл в научный оборот термин «протестантский буддизм» [23]. Данное понятие подчеркивало христианское влияние на модернизированные формы сингальского буддизма и предполагало, что модернизированный буддизм, выступая против западной колонизации и христианской миссии, одновременно ассимилировал многие ценности и организационные формы протестантства [23, 46–47].

Колониальное продвижение западных стран сопровождалось формированием комплекса академических и идеологических концептов, получивших название «ориентализм»; сам термин «буддизм» возник в работах европейских ученых на рубеже XVIII–XIX вв. [18, 7]. Мыслители буддийского возрождения в своих построениях неизбежно должны были принимать, трансформировать либо отвергать западные ориенталистские теории. Понимание процесса адаптации буддизма к условиям современности невозможно без знания того представления о буддизме, которое формировалось в Новое время на Западе. В связи с этим важной вехой на пути изучения буддийского модернизма стал выход в 1988 г. исследования Ф. Олмонда «The British Discovery of Buddhism», посвященного формированию образа буддизма в викторианской Англии [14]. Несколько позднее появилось исследование Т. Твида «The American encounter with Buddhism, 1844–1912: Victorian culture and the limits of dissent», рассматривающее аналогичный процесс в США [35].

1 — 2021
Автор:
Гунский Алексей Юрьевич, АНО «Институт Восточной культуры»