ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Языковое выражение табу на материале китайских суеверий

Поведение человека, как и регламентация человеческого общества в целом, определяется рядом социальных прескриптивов – регуляторов коммуникативного поведения, моделирующих границы дозволенного и не дозволенного, предупреждающих и напоминающих о последствиях. По степени строгости выделяется три типа прескриптивов: жесткие прескриптивы, содержащие категоричный запрет, требования вести себя только определенным образом, носящие моральный характер; мягкие прескриптивы, соответствующие правилам здравого смысла, позволяющие выбирать ту или иную модель поведения, носящие моральный и утилитарный характер; нулевые прескриптивы, которые рассматриваются в сравнительно-сопоставительном аспекте, и означают отсутствие социальных предписаний в одной из сравниваемых культур и праве на выбор того или иного поведения, относятся к  утилитарным ценностям (Дмитриева Мурзинова 2015, 14).

В рамках данной статьи нас интересуют жесткие и мягкие прескриптивы, нулевые мы будем анализировать в перспективе, при сопоставлении китайских и русских прескриптивов, отраженных в суевериях.

Одной из древнейших форм регулирования поведения человека являются суеверия. В китайском обществе, со времен неолита и до сегодняшнего дня, суеверия занимают важную часть в системе мировоззрения, существует множество традиций и запретов, связанных с религией, фольклором и поверьями. Ни технологический прогресс, ни научный прорыв, ни доступность образования не смогли искоренить суеверия из системы жизненных приоритетов китайцев. Самыми известными и общераспространенными являются суеверия, связанные с цифрой четыре, со лексемами: "смерть", "боль", "болезнь" и "убийство", а также с цветовой символикой.

По своему содержанию суеверия являются табу, то есть традиционным сакральным запретом на определённые действия, слова или предметы в обществе или культуре. С позиции жесткости, табу относится к категории жестких сакрализованных прескриптивов, поскольку однозначно отвергает какой-либо компромисс в выборе модели поведения.

Этимологически слово "табу" связано с полинезийскими языками, в 1777 году Джеймс Кук в своих записях использовал слово "taboo" для описания местных обычаев на островах Тонга и Новой Зеландии, именно с этого момента лексема вошла в научный обиход для обозначения запретов и традиций, связанных с религией, магией, обрядами и т.д. (Фрезер 1983, 190). Именно по этой причине мы рассматриваем суеверия не как запрет, а именно в качестве табу.

4 — 2023
Автор:
Дмитриева Ольга Александровна, Чжан Шуи, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград