ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Особенности южнокорейской косметики и ее продвижения в XXI в.: феномен K-Beauty

В Южной Корее с середины 1990-х гг. XX в. начал набирать популярность такой феномен, как «корейская волна» (кор. яз. 한류 «халлю»), которая проявляется в глобализации традиционной и современной культурной индустрии страны. Поскольку «халлю» охватывает как национальное потребление, так и экспорт корейской культуры, она считается национальным и транснациональным явлением [Cok, P. 22]. Будучи одним из ключевых инструментов «мягкой силы» Республики Корея, «корейская волна» объединяет в себе фильмы, сериалы, популярную корейскую музыку, моду и косметику – K-Beauty [Хамзина]. Термин K-Beauty (т.е. Korean Beauty) включает в себя все средства по уходу за кожей, телом, макияж, произведенные в Южной Корее и экспортируемые в другие страны. По мере роста интереса людей ко всему, что ассоциируется с «халлю», корейские косметические средства также стали пользоваться спросом не только в Южной Корее, но и за рубежом. На 2012 г. зафиксировано увеличение экспорта косметических средств до $1,07 млрд, что на 30,3% превышает аналогичный показатель 2011 г. При этом впервые в истории Республики Корея объемы экспорта косметики превысили объемы импорта, который составил в 2012 г. $978 млн. В 2014 г. экспорт южнокорейской косметики удвоился, составив $1,92 млрд [Cok, P. 26], а к 2019 г. достиг $6,58 млрд. при объеме импорта лишь $1,63 млрд. Основными импортерами корейской косметики являются Япония, Китай, Гонконг, но эту тенденцию быстро подхватывают другие азиатские страны и США. По итогам 2019 г. экспорт корейской косметики в КНР составил почти половину от общего объема экспорта – $3,07 млрд. Далее следуют Гонконг ($926,3 млн), США ($530,3 млн), Вьетнам ($223,8 млн) и Япония ($42,4 млн) [Квон Док Чхоль, С. 74]. Экспорт в пять ведущих стран-импортеров составляет примерно 71,5% от всего экспорта корейской косметики.

Несмотря на распространение COVID-19 и международные ограничения, корейская косметика прочно зарекомендовала себя как ведущая экспортная отрасль Южной Кореи. Так, несмотря на пандемию COVID-19 в 2020 г., Республике Корея удалось стать четвертым экспортером косметики в мире, достигнув самого большого объема экспортных поставок, составивших $7,5 млрд [Квон Док Чхоль, С. 74]. K-Beauty стала символом глобальной тенденции, в основе которой лежит разработка инновационных косметических продуктов и их продвижение посредством «корейской волны».

Косметическая промышленность Южной Кореи, являющаяся одним из самых прибыльных источников дохода страны, стала неотъемлемой частью корейской культуры. Важность косметической индустрии для южнокорейской экономики достигла таких масштабов, что в 2021 г. министр здравоохранения и социального обеспечения Республики Корея Квон Док Чхоль выступил с докладом о подготовке новой национальной стратегии по продвижению корейской косметической продукции за рубежом [Хамзина]. Министр акцентировал внимание на важности развития потенциала рынка K-Beauty, считая необходимым продолжать поддержку среднего и малого бизнеса, а также исследовательских разработок южнокорейскими косметическими компаниями. Правительство заявило о намерении субсидировать создание информационной платформы, которая позволит отечественным производителям работать с данными, касающихся особенностей типов кожи различных рас и национальностей. Подобные меры призваны увеличить объём экспорта южнокорейской косметики, адаптированной к коже потенциальных потребителей из разных стран мира с учетом климатических и генетических факторов [Хамзина].

3 — 2023
Автор:
Хренов Валентин Валерьевич, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия