Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Китайская историография о формировании восьмизнамённой системы империи Цин
Введение
Империя Цин (1636–1912), возглавляемая маньчжурским домом Айсиньгиоро и являвшаяся последней императорской династией Китая, многими специалистами не без оснований считается таким режимом, который в наибольшей степени смог реализовать потенциал китайской конфуцианской социально-политической культуры. Такой подход, однако, отражает лишь одну сторону функционирования цинского государства, так как из поля зрения упускается ряд характерных для династии специфических маньчжурских институтов, из которых наиболее значимыми для сложившегося политического устройства и всего маньчжурского общества, несомненно, были знамённые войска. В современной китайской историографии важность изучения «обратной стороны» фундамента цинского режима была осмыслена, что привело к появлению работ, посвящённых различным аспектам знамённой системы – в том числе и вопросам её формирования.
Вместе с тем нынешний интерес к исконно маньчжурским институтам не был логичным следствием научных тенденций китайской исторической науки предшествующих периодов. Китайская историческая мысль легко усвоила теорию «китаизации» (кит. 汉化 – ханьхуа) маньчжуров, согласно которой маньчжуры являлись одним из целого ряда народов-завоевателей, с течением времени отказывавшихся от собственных традиций и с каждым новым поколением всё больше становившихся неотличимыми от собственно китайского населения (Elliott 2001, 25, 26). Подавляющее большинство китайских историографов воспринимало династию Цин исключительно как одну из легитимных китайских династий, не уделяя большого внимания собственно маньчжурским институтам, считая их маргинальными явлениями в рамках общеисторического процесса, не влиявшими на развитие китайской государственности.
Встречались, однако, и исключения из описанной выше картины. В 1936 году Мэн Сэнь 孟森 (1868-1938), специалист по династиям Мин и Цин, выпустил статью Исследование восьмизнамённой системы (八旗制度考實 – Баци чжиду каоши), в которой по-иному осмысливалось положение маньчжуров. Соглашаясь с утверждением о том, что маньчжурское государство (кит. 滿洲國 – Маньчжоу го) является частью Китая, Мэн Сэнь отмечает, что на протяжении всего своего существования цинская династия воспринимала себя в качестве маньчжурской, а так как ни один маньчжур не числился вне знамённой системы, для изучения цинского государства принципиально важно понимание того, что из себя представляли знамённые войска. Решение данной проблемы является нелёгкой задачей, поскольку цинские правители из соображений секретности не допускали утечки информации о функционировании знамённой системы. Обращение к имеющимся источникам тоже было сопряжено с известными трудностями: в силу отношения к историографии как к делу политическому в официальных маньчжурских трудах была отражена позиция двора, которая порой намеренно искажала сведения о реальном положении дел или утаивала их, а создание частных работ о государственной системе было невозможным (Мэн Сэнь 2000, 120, 121). Статья ограничивается освещением раннего этапа функционирования знамённой системы и опирается на известные на тот момент источники на китайском языке, прежде всего на следующие:
1) Правдивые записи о правлении императора Тай-цзу У-хуанди Великой Цин (маньчж. Дайчин Тайдзу дэрги хуванди-и яргянь-и кооли битхэ; кит. 大清太祖武皇帝實錄 – Да Цин Тай-цзу У-хуанди шилу) – данный источник относится к жанру традиционной китайской историографии правдивые записи (маньчж. яргянь кооли битхэ; кит. 實錄 – шилу), представлявший из себя расположенную в хронологическом порядке информацию о правлении монарха царствующей династии. Как правило, работы в данном жанре писались вскоре после кончины правителя. В случае с основателем маньчжурского государства правдивые записи о делах правления Нурхаци были составлены лишь в 1636 году, а сам текст в дальнейшем претерпел многочисленные редактуры. Хроника освещает события от 1583 года[1] до смерти Нурахци в 1626 году. Написанный на китайском и маньчжурском языках, данный текст был хорошо известен специалистам по цинской истории именно в своей китайской редакции (Пан 2006, 59, 60).
2) Сводный трактат о восьми знамёнах (маньчж. Чжакунь гусай тун чжи; кит. 八旗通志 – Баци тунчжи) – источник по военно-административному устройству цинского государства, содержащий описания истории и организации знамённых войск, а также биографии знамённых полководцев[2] (Мелихов 1976, 55, 56).
3) Записи у [ворот] Дунхуа (東華錄 – Дунхуа лу) – история дел правления маньчжурских монархов от Нурхаци до Юнчжэна, составленная при императоре Цяньлуне на китайском языке. Труд прежде всего основан на материалах цинских правдивых записей и содержит сведения, исчезнувшие из их более поздних редакций.
Ильюхов Александр Алексеевич, Институт восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия