Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Особенности семантических классов глаголов татарского и японского языков с точки зрения некоторых аспектуальных значений
Глаголы уйнарга «играть», яшәргә «жить», чәчәк атырга «цвести», рәхәтләнергә «наслаждаться», көлергә «смеяться» и т.д. указывают на процесс, не приводящий к изменениям. В японском языке глаголы данного семантического класса при использовании в аспектуальной форме -тэ иру подразумевают длительное действие. В татарском языке морфологическая структура глагола при выражении длительности действия не претерпевает изменений, однако для придания необходимого оттенка могут добавляться дополнительные лексические единицы, указывающие на временную протяженность действия: Ул көне буе урамда уйный. «Он весь день играет на улице». Что касается аспектуальных значений этапов развития действия, как в татарском, так и в японском языках после основного глагола используются вспомогательные глаголы с соответствующими значениями: Сирень чәчәк ата башлады. «Сирень начала цвести». ライラックが咲き始めた。Райракку-га сакихадзимэта. В татарском языке основной глагол представлен в форме настоящего времени, в японском языке вспомогательный глагол прибавляется к корню основного глагола.
Активные глаголы татарского языка, реализующие значение действия, приводящего к изменениям, также представлены в меньшем количестве, чем глаголы подгруппы, описанной выше. 1) глаголы с сохранением результата изменения: суынырга «остывать», болытланырга «покрываться облаками», бозланырга «леденеть»; 2) глаголы, выражающие значение необратимых перемен: төссезләнергә «выцветать», терелергә «выздоравливать».
Глаголы данной подгруппы для передачи перфектного значения используются в форме прошедшего результативного на -ган/-гән: Су суынган. «Вода остыла». Данным глаголам в связи с имеющимся в них смысловым оттенком процессности свойственно использование в аспектуальных формах. Нужно отметить, в отличие от японского языка, в татарском языке с рассматриваемыми глаголами возможно использование формы, указывающей на завершение действия. Однако, вспомогательный глагол «заканчиваться» бетергә скорее раскрывает нюанс исчерпанности действия, перешедшего в состояние: Аш суынып беткән. «Суп остыл».
Моментальные глаголы в татарском языке так же можно разделить на глаголы моментального действия и глаголы моментального изменения. Глаголы моментального действия: ачыш ясарга «делать открытие», үзгәртергә «менять», үтерергә «убивать», төшереп калдырырга «ронять». Глаголы моментального изменения: истә калдырырга «запоминать», ватырга «ломать». В японском языке глаголы данной группы в основном значении указывают на мгновенно совершающееся событие, им не свойственно употребление форм со значением стадии развития действия. В аспектуальной форме на -тэ иру рассматриваемое событие переходит в результат. В татарском языке для передачи перфектного значения так же наблюдается использование формы на -ган/-гән, а использование вспомогательных глаголов со значением стадии развития действия может быть обусловлено передачей значения серии повторяющихся мгновенных действий: Ул һәр бүлмәдә утны яндыра башлады. «Он стал включать свет в каждой комнате». В японском языке глагол моментального действия つける цукэру «включать» не может использоваться в рассматриваемой аспектуальной форме.
Понятие стативных глаголов в японском и татарском языкознании отличается. Как упоминалось выше в татарском языке к стативным относят глаголы бытия, изменения свойств субъекта, эмоциональное и физическое состояние. Общество исследователей описательной грамматики японского языка, на материалы которого мы ссылаемся в настоящей статье, под стативными подразумевают глаголы, не выражающие действия. В татарском языке примерами подобных глаголов могут служить: булырга «быть», торырга «стоить», аерылырга «отличаться» и т.д. Некоторые относительные глаголы также могут быть рассмотрены в рамках данного семантического класса. В японском языке в связи отсутствием временных рамок действия, стативные глаголы не образуют аспектуальных форм, будь то значение длительности или степени развития действия. В татарском языке наблюдается использование вспомогательного глагола башларга «начинать», как показателя произошедшего изменения: бүгенге замана ризыклары элеккегедән аерыла башлады.
Халиуллина Алина Айратовна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань