ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Персиваль Лоуэлл и религиозный синкретизм в Японии XIX в.

Персиваль Лоуэлл, не раз восхищавшийся пейзажами японских островов, проявил интерес в изучении вулканов. На некоторые из них ему даже удалось взобраться. Например, востоковеду удалось совершить подъём на священную гору Фудзи, которая по сей день является символом Японии и привлекает множество туристов. Также американский исследователь взобрался на ещё одну хорошо известную гору – гору Онтакэ, которой он уделил большое внимание в своём произведении «Оккультная Япония, или Путь богов» [5, с. 297]. Там же он рассматривает синтоизм, при этом описывая свои впечатления и наблюдения. При данном восхождении П. Лоуэллу удалось встретиться с паломниками, которые проводили на горе определённые религиозные ритуалы. Этот опыт нашёл своё отражение на страницах вышеупомянутой книги, которая представляет большую ценность для всех тех, кто занимается изучением японской религии.

Для полного понимания религиозной картины Японии необходимо уделить внимание вышеупомянутому произведению Персиваля Лоуэлла под названием «Оккультная Япония, или путь богов». Данный труд подробнее рассматривает исконно японскую религию – синтоизм, а также её обрядовые элементы, включавшие в себя даже вхождение в измененное состояние сознания. Лоуэллу довелось пообщаться с паломниками, которые проводили особые ритуалы на горе Онтакэ, которая является вторым по величине вулканом после горы Фудзи. Он подробно описывал увиденное, уделяя внимание деталям: то, как начинался ритуал моления божествам, действия верующих во время него и то, как всё завершалось, повторившись несколько раз [11, с. 4-9].

Однако Персиваль Лоуэлл не заострял внимание на одной лишь ритуальной стороне синтоизма. В одной из глав, напрямую посвящённых японской религии, он также много говорит о буддизме, о его влиянии на синтоизм, на их параллельное развитие. Именно благодаря появлению буддизма в Японии синтоизм получил своё название и сформировался как отдельная религия, отличная от других. Если раньше верование в духов, привычное для обществ начальной стадии развития, не имела какой-то формы, то с распространением буддизма, всё же отличавшегося от японской религии, появилась необходимость разделять эти два понятия [11, с. 16-17].

Немаловажным в понимании того, что же именно из себя представляет синтоизм, является существование объективных, которые происходят без влияния человека и только по воле богов, и субъективных «чудес», которые можно узреть благодаря его деяниям. Говоря о первом классе, он описывает проводившиеся во время синтоистских праздников три великих обряда: обряд с кипящей в чане водой, хождение босиком по раскалённым углям и восхождение по лестнице из клинков. [11, с. 38-96].

Необходимо также упомянуть, что Персиваль Лоуэлл был в Японии во второй половине XIX в., когда синтоизм по указу 1868 г. стал государственной религией, а буддизм же потерял былую популярность в основном из-за действий правительства. Эта политика, знаменовавшая отделение религий друг от друга, получила название «синбуцу бунри». Это происходило из-за подъёма империалистических настроений Японии, для которой синтоизм являлся символом национального единства и национальной силы [12, с. 212-214].

1 — 2022
Автор:
Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А., Ошуева П.С., кафедра алтаистики и китаеведения Казанский федеральный университет