Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Корпоративная социальная ответственность (КСО) китайских компаний-операторов морских портов. 2
В «зелёную» повестку входит снижение углеродного следа, основой для которого служит установка прибрежных энергосистем. Можно отметить внимание CMG к снижению негативного влияния от интермодальных перевозок посредством «зелёных дорог» и «зелёной логистики». Количество подобных проектов компании выросло с 16 до 60 ед. за период 2016-2020 гг. (Отчёт о корпоративной социальной ответственности 2020 Группы Чайна Мерчантс 2021).
В исполнение рекомендаций Канцелярии по борьбе с бедностью в составе Госсовета КНР и для обеспечения социального равенства и процветания, компания помогает бедным районам (Уведомление о проведении Мероприятий по сокращению потребительской бедности 2020). Так, в 2020 г. CMG закупила продукции бедных сельских районов КНР на 67,3 млн. юаней, а 1,25 млн. человек выбрались из бедности, благодаря действиям компании (Уведомление о проведении Мероприятий по сокращению потребительской бедности). Продукция бедных районов – в основном с/х товары (овощи, фрукты и т.п.), которые компании могут использовать лишь для предоставления обедов сотрудникам или перепродажи.
В стратегию всестороннего развития CMG официально включает цель по развитию проектов «Пояса и пути». В отчёте компании за 2020 г. выделяются порт Джибути и прилегающая зона свободной торговли, Хамбантота и Коломбо. Отмечается, что все они реализуются в рамках целей устойчивого развития компании (Отчёт о корпоративной социальной ответственности 2020 Группы Чайна Мерчантс 2021).
China Communications Construction Company (CCCC) – один из главных подрядчиков строительства портов на протяжении «Пояса и пути». Модель устойчивого развития CCCC включает следующие элементы (Отчёт о корпоративной социальной ответственности 2020 Китайской группы по коммуникациям и строительству 2021):
- Борьба с пандемией коронавируса;
- Борьба с бедностью;
- Инновационный рост;
- «Зелёное» развитие.
В целом, шаги CCCC по реализации программ по всем пунктам характерны и для уже упомянутых китайских компаний. В то же время CCCC стремиться использовать в своих проектах альтернативные источники энергии, а также увеличивать их долю в структуре энергопотребления. Кроме того, компания ведёт борьбу с загрязнением, выбросами CO2, а также утилизирует опасные отходы в соответствии с экологическими нормами и местным законодательством ((Отчёт о корпоративной социальной ответственности 2020). Как и в предыдущих случаях, основное внимание в Отчёте по устойчивому развитию компании CCCC уделяется китайским проектам.
Что касается общей ситуации в области корпоративной социальной ответственности, то, согласно последним исследованиям, китайским компаниям в целом всё ещё не хватает опыта работы за рубежом, что приводит к непониманию целей устойчивого развития (Zhong, Zhu and Zhou 2020, 8-11). Кроме того, китайские компании стремятся получить наибольшую прибыль, пренебрегая правилами рабочей и технической безопасности, а также некоторыми этическими стандартами. В особенности, это сказывается на имидже китайских предприятий в Африке, где большинство респондентов негативно оценивают работу компаний из КНР в области устойчивого развития (Zhong, Zhu and Zhou 2020, 10). Подобные оценки справедливы и исходя из данных по миру – китайские инвестиции в рамках «Пояса и пути» не продвигают цели устойчивого развития и не соответствуют современным экологическим стандартам (Shepherd 2020), хотя одновременно эксперты отмечают возросшие усилия внутри КНР по реализации целей устойчивого развития в период пандемии (Holzmann and Grünberg 2021).
Подводя итог, можно отметить, что развитие китайского регулирования КСО компаний-операторов портов отстаёт от передовых практик развитых стран. В то же время, общие механизмы регулирования практик КСО в КНР находятся на уровне аналогичных в ЕС, а именно носят в большей степени рекомендательный характер.
В связи с эти, компании-операторы портов по-прежнему руководствуются собственными интересами в рамках формирования системы КСО, что и приводит к негативному восприятию китайских практик КСО в портах за рубежом. В то же время в условиях политической системы КНР компании активнее следуют «духу» партийных предписаний, в том числе ввиду партийной принадлежности части их руководства и во избежание общественного порицания, включая критику со стороны высшего руководства КНР.
В целом, можно выделить следующие характеристики корпоративной социальной ответственности китайских компаний-операторов портов:
Во-первых, наблюдается схожесть направлений работы компаний-операторов портов, среди которых можно выделить: «Инновационный рост», «Зелёное развитие», «Социальная ответственность» и различные программы для развития человеческого потенциала. Подобное сходство определяется высокой степенью координации действий компаний на уровне правительства КНР, которое издаёт рекомендации и нормы, касающиеся КСО.
Во-вторых, ключевым аспектом реализации политики устойчивого развития всех рассмотренных компаний является техническое перевооружение и количественное сокращение рисков для окружающей среды, что обусловлено не только стремлением к реализации системы КСО, но и объективными экономическими соображениями.
Сячин Валерий Геннадьевич, Эпштейн Виталий Анатольевич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва