ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Корпоративная социальная ответственность (КСО) китайских компаний-операторов морских портов. 2

В рамках первого направления компания уделяет внимание развитию кадровых сотрудников, поощрению их талантов и инклюзивности. Гендерное равенство также является важным аспектом КСО. Так, из 10315 сотрудников COSCO в 2020 г., 1246 были представителями женского пола (12%) (COSCO Corporate Sustainability Report 2020). Однако стоит заметить тенденцию к снижению этой доли по мере расширения персонала – в 2016 г. в COSCO работало 15% женщин, при общем количестве сотрудников в 3000 человек (COSCO Corporate Sustainability Report). Впрочем, в портовой деятельности подобные показатели являются нормой, поскольку запрещается использовать женщин на тяжелых работах, например, согласно «Специальным положениям по охране труда для женщин-работников» КНР, им запрещается поднимать более 25 кг или испытывать слишком частые нагрузки по подъему тяжестей (Специальные положения по охране труда для женщин-работников 2012).

В рамках «зелёного» развития COSCO сосредоточена на снижении выбросов и использовании чистых источников энергии. Так, с 2017 по 2020 гг. компания снизила интенсивность выбросов CO2 в расчёте на ДФЭ на 13,5%, а потребление энергии – на 10% на единицу ДФЭ (COSCO Corporate Sustainability Reports 2016-2021).

Большой вклад в снижение выбросов вносит модернизация кранов, аналогичная той, что проводит SIPG. Лишь 12% кранов дочерних компаний COSCO продолжают работать на дизеле, что снижает выбросы CO2 примерно на 2000 тонн в год (COSCO Corporate Sustainability Report 2021).

Среди иных «зелёных» инициатив можно выделить внедрение прибрежных энергосистем, позволяющих кораблям не запускать двигатели и не расходовать топливо в процессе стоянки в порту (COSCO Corporate Sustainability Report).

В основе «win-win» кооперации COSCO лежит тщательный выбор поставщиков и оптимизация цепочек поставок. Поскольку COSCO Shipping Ports Ltd. является оператором нескольких крупных зарубежных портовых комплексов, включая порт Пирей и контейнерный терминал в Зебрюгге, она стремится вносить вклад в местные экономики, а также минимизировать издержки путём выбора местных поставщиков. Так, в расходах на снабжение компании 65% составляют переводы зарубежным поставщикам.

Инвестиции компании в местные сообщества сосредоточены на воспитании талантов, искоренении бедности и повышении уровня образования молодежи (COSCO Corporate Sustainability Report). При этом, COSCO занимается благотворительностью не только на территории КНР. В 2020 г. она пожертвовала медицинских и санитарных материалов на €40 тыс. муниципалитетам в Афинах (Hellenic Shipping News 2020).

China Merchants Group (CMG) продвигает собственную модель устойчивого развития. Её основой является «модель Шэкоу», которую можно охарактеризовать как «Порт – Парк – Город» (Luo 2017). В рамках этой модели порты фокусируются на цифровой оптимизации бизнес-процессов и технологиях автоматизации, развивают сети 5G. Однако подобные проекты пока реализуются только в КНР (Chow 2021; China Merchants Ports Holdings Company Ltd. n.d.;).

Основные направления устойчивого развития CMG схожи с COSCO и включают в себя (Отчёт о корпоративной социальной ответственности 2020 Группы Чайна Мерчантс 2021):

  1. Реализация концепции «зелёного» порта;
  2. Обеспечение социального равенства и процветания;
  3. Всестороннее развитие и внедрение цифровых технологий;
  4. Развитие человеческого потенциала;
Автор:
Сячин Валерий Геннадьевич, Эпштейн Виталий Анатольевич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва