ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Принцип сыновней почтительности в буддизме на примере «Сутры изначального обета бодхисаттвы Кшитигарбхи»

Падение династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) ознаменовало собой новый виток в развитии культурной стороны китайского общества. Несмотря на существующую политико-экономическую нестабильность и крушение устоявшихся ценностей, образовалось свободное пространство в духовной сфере, которое позволило новым идеям проникнуть в Китай и укрепить свои позиции на арене китайского религиозно-философского блока. Бань Гу в «Истории династии Хань» (хань шу; 漢書) даёт следующую трактовку сосуществования религиозно-философских школ и их взаимной трансформации: «Всех философов насчитывается сто восемьдесят девять, их сочинения насчитывают тысячу четыреста тридцать четыре главы. … Хотя каждая из школ учила по-своему, и они, похоже, уничтожали одна другую, как вода и огонь, но в то же время они и порождали одна другую; человеколюбие и долг, почтительность и гармония противоречили друг другу, но в то же время поддерживали друг друга» [2].

Конфуцианство – это господствующее религиозно-философское учение Древнего Китая. В его основе содержатся такие принципы, как человечность (жэнь; 仁), справедливость (и; 义), ритуал (ли; 礼), знания (чжи; 智) и верность (синь; 信), в сочетании составляющие образ «благородного мужа», и транслирующего исполнение принципа сыновней почтительности сяо (孝). Однако все эти принципы обладали двойственным характером и могли по-разному восприниматься в зависимости от того, с какой стороны их трактовать. Так, например, говоря о сыновней почтительности, как об одном из постулатов конфуцианской философии следует отметить, что характер этого принципа был несколько условным. Обратимся к трактату Мэн-цзы. «Ци Сюань ван спросил: ''Тан ван изгнал Цзе вана, У Ван разгромил Чжоу Синя, было ли такое?'' Мэн-цзы ответил: ''Верно, [об этом] есть записи''. Тогда Ци Сюань ван спросил: ''Может ли подданный убить правителя?'' Мэн-цзы ответил: ''[Человек] нарушающий принцип гуманности, называется злодеем, нарушающий долг – губитель, нарушающий эти [принципы] человек называется тираном. Я слышал только, что У Ван казнил тирана Чжоу, не слышал, чтобы он убил правителя''» [11]. Приведённый отрывок на примере принципа сыновней почтительности по отношению к правителю подтверждает противоречивость конфуцианских идей относительно собственной философии. В данном контексте принцип сяо может считаться исполненным исключительно при условии незыблемого следования добродетели двух сторон: правителя и подданного. Такая же ситуация наблюдалась и в исполнении сыновней почтительности между родителями и детьми, в рамках которой родители также должны были быть идеалами добродетели по отношению к сыну или дочери. В ситуации же, когда родитель не отвечал критериям, соответствующим образу благородного мужа, исполнение сыновней почтительности по отношению к нему, наоборот, считалось взращиванием порочности.

Дополнительным фактором, послужившим причиной постепенного отдаления китайцев от конфуцианства и последующего поиска альтернативного учения, являлось отсутствие в конфуцианской философской мысли идей, удовлетворяющих потребности общества, касательно вопросов происхождения добра и зла, теодицеи и жизни после смерти. В учениях данные аспекты либо отрицались, либо не упоминались вовсе. Ведь как сказал Конфуций: «Не зная, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» [9]. В древнем Китае не было представления об аде и рае. Мудрецы придавали большое значение поклонению предков. Они оставляли надежды на будущую жизнь, ничего не говоря про прошлую [7].

В глазах общества конфуцианство всё дальше отдалялось от идеала философско-религиозной школы, и в поисках духовной истины китайцы начали задаваться поиском альтернативного учения. Элитарный слой реализовывал свои потребности в толковании смыслов путём присоединения к даосским школам, таким как секта «Пять мер риса», формально соответствующая канону. Иные обратились к буддизму, новому иноземному учению, отвечающему потребностям общества, желающего обрести душевное спокойствие и умиротворение, отстранившись от политических потрясений.

4 — 2022
Автор:
Смирнова Анастасия Алексеевна, Сторожук Александр Георгиевич, Санкт-Петербургский государственный университет