ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Ляо Пин (1852 – 1932) в историографии современного неоконфуцианства

Чуть ниже мы рассмотрим особенности подхода Левенсона, однако элементарная добросовестность требует краткого обзора интеллектуальной судьбы Ляо Пина. Не случайно, что в истории китайской философии его имя постоянно ставится рядом с Кан Ювэем, и в известном смысле, их можно рассматривать по контрасту. В известном смысле, оба они были консервативными реформаторами, которые хотели использовать конфуцианский канон для обоснования эволюции и реформ, призванных сохранить традиционную культуру Китая в современном мире. Цянь Му (1895–1990) в своей обобщающей истории философии эпохи Цин, мало писал о Ляо Пине, но при этом упоминал, что его идеи о трактовке трёх эр и искажении изначального конфуцианства могли быть заимствованы Кан Ювэем. Он же заложил несколько пренебрежительное отношение к Ляо, которого, якобы «подкупил» Чжан Чжидун [4, с. 722]. Дело в том, что одним из важнейших принципов конфуцианства именовалось «постоянство Дао» (формулировку этого принципа приписывали великому ханьскому конфуцианцу Дун Чжуншу). Тот же Кан Ювэй откровенно пытался подстраивать события своей биографии к жизнеописанию Конфуция (якобы, его изгнание за пределы Китая соответствовало этапам странствий Первоучителя) [6, с. 297–298]. Более того, в автобиографии Кан Ювэй заявил, что полностью сформировал свое учение к 30-летнему возрасту и с тех пор даже свои новые труды неизменно датировал периодом до конца XIX в., породив в историографии большую путаницу. Большим «грехом» для современников стала декларируемая эволюция взглядов Ляо Пина, который сам выделил в своей биографии «шесть изменений», которые перечисляются в любой работе о нём. «Изменения» были частью нумерологической доктрины Ляо Пина, связанной с его учение о мудреце. Он утверждал, что любой ученый должен корректировать свои теории раз в десятилетие, а «малые изменения» должны происходить раз в три года. Это маркирует отличие «великого таланта» от «отреченного» (не способного на большие перемены) и «посредственного таланта» (не способного двигаться трехлетним циклом) [1, p. 319].

Первое изменение (1883–1887) привело к формированию представлений о том, что древность и современность неодинаковы в сущностном отношении, а ритуальная система конфуцианства от династии Инь (XIV – XI вв. до н.э.) прошла четыре больших этапа.

Второе изменение (1887–1897) привело Ляо Пина к идее «уважения к настоящему и удаления от древности». Он утверждал, что существующие ныне редакции текста конфуцианского канона (в версии «современных знаков») являются переписанными Конфуцием и принадлежащими его авторству. Тексты «древних знаков» были подделаны Лю Синем (50 г. до н.э. – около 23 г. н.э.) и его учениками.

4 — 2021
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Мартынова Юлия Александровна, Казанский (Приволжский) федеральный университет