Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Арктические интересы Российской Федерации и Китайской Народной Республики: взаимная выгода и стратегические противоречия
Предполагается, что в своеи совокупности данные меры гарантируют стабильность внутреннего развития страны, внешнеи торговли и укрепят позиции России как на региональном, так и на международном уровне. Говоря о политическом присутствии Китая в Арктике, необходимо отметить, что оно связано с присоединением в 1925 г. к так называемому Шпицбергенскому трактату, которыи в 1920 г. определил международно-правовои статус архипелага Шпицберген. «Реальную заинтересованность Китаи скои Народнои Республики в исследовании арктического региона и установлении там своего присутствия можно проследить еще с периода Холоднои воины, а именно с 1951 г., когда китаискии ученыи совместно с советскими исследователями, участвовал в экспедиции к Северному магнитному полюсу, став первым гражданином КНР, побывавшим в Арктике.»
«В 1981 г. КНР возобновила научные исследования региона, в 1995 г. была организована первая пешая экспедиция к Северному полюсу, а в 1995 г. – первая морская экспедиция.» В мае 2013 г. Китаи получил статус страны-наблюдателя Арктического совета, которым обладают Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония. Данныи статус (постоянного наблюдателя) позволяет КНР представлять свои интересы, но не дает права участвовать в голосовании. «К концу 2017 г. Китаи осуществил восемь научных экспедиции в Северном Ледовитом океане и не собирается останавливаться на достигнутом уровне изыскании . В настоящее время научные исследования в Арктике обходятся Китаю в сумму около $60 млн ежегодно.» В настоящее время политика Китая в Арктике базируется на положениях программного документа – «Белая книга об арктическои политике Китая», которая была опубликована в январе 2018 г. пресс-канцеляриеи Госсовета КНР. В тексте книги Китаи именует себя «близкоарктическим» государством, заявляя, что процессы в Арктике напрямую влияют на климат, сельское хозяи ство и другие сферы жизни страны. Так, например, глобальное потепление, происходящее в Арктике, по мнению ряда ученых, ставит под угрозу существование прибрежных городов Китая. [19] Статус «близкоарктического» государства базируется не на географическои близости, а на исключительнои заинтересованности в освоении коммуникационного и природного потенциала Арктики. [1] Таким самоназванием Китаи приближает себя к другим неарктическим государствам, уже заявившим о наличии собственнои арктическои политики – Индии, Японии, Республике Корее и другим. Белую книгу можно рассматривать как единую декларацию целеи Китая в арктическом регионе. Сами же цели следует разделить на 4 основные группы:
Во-первых, магистральным направлением арктическои политики Китая являются научные исследования. Это проявляется в строительстве ледокольного флота, активнои подготовке экипажеи судов, умеющих работать в сложных ледовои обстановке, отправке научно-исследовательских экспедиции , строительстве полярных станции и двустороннем сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями региональных игроков. Китаи ская сторона рассчитывает создать образ ответственного лица в Арктике за счет тиражирования научных знании о регионе в интересах всего человечества. Во-вторых - сохранение экосистемы Арктики. Китаи не только призывает поддерживать экологическии баланс в регионе, но и предпринимает правовые шаги по регламентации работы своих компании в Арктике. В-третьих, Китаи намеревается использовать Арктику раскрывая ее природно-ресурсныи потенциал, используя экономико-географическое положение для организации новых логистических маршрутов.
В-четвертых, китаи ская сторона заинтересована в улучшении системы управления Арктикои , однако, на важность даннои цели, какие-либо официальные заявления относительно данного программного положения отсутствуют. Из текста Белои книги можно понять, что Китаи, оценивая Арктику как «достояние всего человечества», стремится уравнять права и интересы арктических и неарктических участников исключительно на базе критерия заинтересованности регионом. Взаимовыгодное сотрудничество в арктическом регионе можно отнести к ключевым интересам как России скои Федерации, так и Китаискои Народнои Республики. Обе стороны заинтересованы в первую очередь в разработке углеводородного потенциала Арктики. Россиискои стороне выгодно привлекать китаиские инвестиции для реализации собственных инфраструктурных проектов, а КНР – участвовать в совместнои разработке месторождении нефти и газа, обеспечивая энергетическую безопасность страны.
Эпштейн Виталий Анатольевич, Дагаев Андрей Романович