ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Биография Кан Ювэя из «Цин ши гао»

Высочайший, хотя и принял бразды правления, сталкиваясь с проблемами, неизменно следовал желаниям вдовствующей императрицы [Цыси]; осмысляя длительные унижения и гнёт со стороны иностранных держав, помышлял о переменах и реформе установлений, размышлял, как сделать свою страну могущественной, задействовав идеи Ювэя (用有为言) о трёх этапах преобразований и научно-технических заимствованиях внутри страны и за границей. Однако новая эра настала внезапно, [великое дело] не держалось в тайне, и завершилось злом. В то время ходили слухи, что солдаты окружат Летний дворец (Ихэюань 颐和园) и нападут на вдовствующую императрицу; сердца людей были в смятении. Киноварный указ (朱谕) Высочайшего, изданный во время обсуждений примирения [консерваторов и реформаторов], содержал слова: «Престол Наш пока ещё не укреплён», и эти незначительные слова распространялись, как зараза. В результате вдовствующая императрица из-под опущенного занавеса (垂帘) повелела немедля прекратить новую политику. Ювэя как [смутьяна], создавшего клику, оскорблявшего Величество, расстроившего дела правления, [повелевалось] отрешить от должности и арестовать. Ювэй успел бежать, схватили его младшего брата Гуанжэня и Ян Жуя и бросили в застенок, после чего срочно приговорили к обезглавливанию. Далее был повторён указ, что Ювэй совершил величайшее преступление (大逆不道), подстрекал к заговору, обнародовал подложный Киноварный указ; за поимку его и членов его семьи установили награду. Ювэй под покровом ночи сел на пароход и отправился на юг, а дойдя до Усуна, был встречен английским военным кораблём. В то время распространялись слухи, что Высочайший тайно низвержен с трона и убит; а Ювэй набросал черновик предсмертной клятвы и якобы утопился в море. Англичане, узнав об этих слухах, уведомили, что Ювэй спасся и бежал в Японию, а далее странствовал по всем странам Южных морей, Европы и Америки. Там [т.е. в эмиграции] он почитал государя и призывал к спасению императора и родины, создал политическое общество и издавал газету, собирал средства, строил планы, которые неизменно оканчивались крахом, подвергся бесчисленным опасностям. В конце концов, он собрал средства и поднял восстание в Цзяннани, но правительственные войска раскрыли и подавили заговор, и разгромили его группировку. Повсюду распространялись указы о запрете чтения его книг и газетных статей под страхом оказаться соучастником заговора.

Поначалу вдовствующая императрица предложила низложить императора под предлогом его болезни, и на долгое время затворила его на острове Интай. Ювэй опубликовал эти известия в первом номере издаваемого им журнала, присовокупив петиции лучших людей за прекращение этих действий; обвинения выдвигали также иностранцы. Наместник Лянцзяна Лю Куньи сказал: «Правитель и подданные разобщены, это приводит к разобщённости Китая и иностранных держав, отчего оборона гаваней затруднена», и выступил против низложения старого правителя и возведения на престол нового (废立). Когда восстали ихэтуаньские бандиты (拳匪), начались убийства иностранцев, громко осуждаемые реформаторами (新党); вдовствующая императрица попыталась, используя [ихэтуаней], укрепить свою власть, и сразу же сделалась зачинщицей великой смуты; на всех, кто был сторонником Ювэя и поддерживал его партию, обрушились нежданные несчастья.

В третий год [правления под девизом Сюаньтун] (1911 г.) началась замятня в Хубэе (鄂变作), [правительство] воспретило деятельность партий, те, кто были наказаны после переворота 1898 г. (戊戌政变), и вследствие чего Ювэй спасался бегством, [проведя в эмиграции] более десяти лет, начали строить планы возвращения на родину. То был момент, когда народ и армия (民军) решили учредить республику (共和), тогда как при дворе обсуждали введение конституции (立宪). Ювэй призывал к созданию «конституционно-монархической республики» (虚君共和), говоря: «Монархический строй в Китае существует многие тысячи лет, что невозможно изменить в один момент, власть Великой Цин довела до предела прямоту, а благодеяния предыдущих династий глубоко отпечатались в сердцах людей. Сохранив императорский титул, сможем объединить пять национальностей, устранить смуту, уладить конфликты, и нет для этого более благоприятного момента, чем сейчас». Премьер-министр Цинского кабинета Юань Шикай повиновался воле народа и армии, решительно изменил отношение к республиканскому строю, подчиняясь подданным, приказал издать указ об отречении. Ювэй понимал, что пустых слов недостаточно, чтобы прекратить захват власти теми, кто держал военную силу, и потому в одиночку странствовал и искал немногих соратников во властных структурах, но за долгие годы ничего не добился. В год дин сы (1917 г.) произошёл военный путч Чжан Сюня (张勋复辟), который назначил Ювэя вице-президентом Палаты старейшин (弼德院). Сюнь предполагал ввести конституционную монархию, Ювэй, как и прежде, ратовал за «конституционно-монархическую республику». После подавления [путча Чжан Сюня] Ювэй скрывался в американском посольстве, а потом кружным путем вернулся в Шанхай.

3 — 2024
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия