ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Образ У Цзэ-тянь (624–705) как «плохого правителя» в «Старой книге [об эпохе] Тан» и «Новой книге [об эпохе] Тан»

19. Неподобающее обращение с родственниками по материнской и отцовской линии

Хотя фрагмент, рассмотренный нами в п. 17, свидетельствует о том, что отношение У Цзэ-тянь к родственникам, представляющим для неё угрозу, могло быть беспощадным, другим фактором внутренней политики императрицы было возвышение представителей рода У. В частности, в данный период небывалых высот добились племянники У Цзэ-тянь – У Чэн-сы 武承嗣 (649–698) и У Сань-сы. Таким образом, отношение У Цзэ-тянь к родственникам зависело от того, насколько они могли быть ей полезны. Тем не менее, видится верным ответить на вопрос о наличии такого аспекта в образе правительницы утвердительно.

20. Недостаток церемониального уважения к Небу, духам и предкам

Думается, что составители хроник с чистой совестью могли упрекнуть У Цзэ-тянь в недостатке уважения к роду Ли и империи Тан, попытку упразднить которую она предприняла. С другой стороны, императрица, постоянно ощущавшая зыбкость своего положения, была сфокусирована на регулярном проведении церемоний, характерных для традиционной китайской идеологической и религиозной политики. Так, был возведен «Пресветлый зал», проведены государственные ритуалы фэн-шань, а одной из идеологических опор созданного императрицей государства Великое Чжоу было конструирование связи между ним и золотым веком истории Поднебесной – Западным Чжоу (Си Чжоу 西周, 1046 до н. э.–771 до н. э.). Упоминания об этих событиях есть на страницах ЦТШ и СТШ. Таким образом, данная черта образа «плохого правителя» отсутствует в описании У Цзэ-тянь историографами.

21. Пристрастие к колдовству или "еретическим" религиозным практикам

О пристрастии императрицы к буддийскому учению и использованию его элементов в государственной ритуальной практике есть сообщения как ЦТШ, так и в СТШ. Вероятно, увлечённость «варварским» учением вполне может быть отнесена к такому типу негативных черт «плохого правителя». Кроме того, в биографии У Цзэ-тянь из СТШ прямо говорится о попытке У Цзэ-тянь прибегнуть к помощи колдовства до достижения своих (впрочем, довольно расплывчатых) целей:

В начале годов [под девизом правления] Линь-дэ императрица приказала колдуну Го Син-чжэню войти в запретные срединные [покои], чтобы [прочесть] колдовское заклятье (Оуян 1975, с. 3475).

Неизвестно, действительно ли У-хоу прибегла к колдовству, и если да, то какого рода заклятье она пыталась наложить на императора, и не была ли эта история выдумана сановниками в тщетных попытках ограничить влияние супруги Ли Чжи. В любом случае авторы СТШ не высказывают сомнений в реальности этого эпизода, что позволяет нам добавить ещё одну черту к характеристике У Цзэ-тянь как «плохого правителя».

3 — 2022
Автор:
Скрыпник Екатерина Сергеевна, Институт востоковедения РАН