ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Современная внешнеполитическая активность Японии в центрально-азиатском регионе

Также в ходе визита Синдзо Абэ в Узбекистан были подписаны договора в энергетическом сегменте. Япония займется геологоразведкой, а также со своей стороны, планирует инвестировать в разработку новых месторождении углеводородов в стране: один из проектов реализует японская корпорация Japan Oil совместно с государственной нефтегазовой компанией Узбекистана «Узбекнефтегаз». Также Токио заинтересован в разработке урановых месторождении . Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) и Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам подписали соглашения еще в 2013 году по освоению таких месторождении на случаи потенциального перезапуска атомных электростанции в Японии.

Исходя из выше изложенного, мы можем говорить, что основной интерес Японии лежит именно в нефтегазовом секторе так как она импортирует углеводороды из Ближнего Востока и заинтересована в получении доступа к альтернативному партнеру из более спокойного региона. До не давнего времени транспортировка ресурсов из Центральной Азии представляло серьезную проблему для японских компании . Но и тут японцы проявили свое нестандартное мышление. Японские компании практикуют транспортировку каспийской нефти по схеме своп. По данной схеме привлекается третья сторона , которая будет получать нефть, а свою – в том же объеме поставит покупатель (Аналогичное количество сырья Япония получит у Индонезии), таким образом будет значительно уменьшено транспортное плечо, которое несет дополнительные затраты. Для Японии наиболее выгодный вариант получать каспийскую нефть и туркменский газ через иранский порт Чебахар, а для Ирана это сулило бы значительными финансовыми инвестициями в самую бедную провинцию страны Белуджистан. Однако прокладка трубопровода через Иран к терминалам Персидского залива не возможно из-за санкции США.

Из всего этого можно сделать вывод, что доминирующим приоритетом японской дипломатии в Центральной Азии является поиск и реализация альтернативных сырьевых источников. Более того, на протяжении всей истории своих отношении с постсоветской Центральной Азией Япония открыто и последовательно признавала в качестве ресурсной дипломатии (shigen gaiko) ключевого обоснования своей дипломатии как в официальных публикациях МИД, например: «Дипломатическая голубая книга Японии» (2007-2014), так и с помощью ученых. Усиление Японии в Центральной Азии могут сулить как положительными перспективами, так и негативными для России. С оной стороны Япония за последние десятилетия стала главным донором Официальной помощи развития, которая главным образом акцентирует свое внимание на развитие социальных проектов связанных в решением водных проблем, модернизацией энергетических объектов, а также ирригационных систем, что делает ее одним из существенных стабилизаторов многих региональных проблем. Растут инвестиции в регион, что в свою очередь размывают экономическое влияния Китая в регионе. России же выгодны иметь стабильных как в экономическом, так и политическом плане соседей. С другой стороны, усиление Японии в регионе ослабляет позиции России в регионе. Так зачастую японская дипломатия “go hand in hand” с американской дипломатии . Это можно отчетливо видит в выстраивании партнерских площадок в рамках« Центральная Азия плюс Япония» и «C5+1». По мнению политологов, для совершения визитов Абэ и Керри было выбрано весьма удачное время: раннее введенные санкции в отношении России сильно отразились и на среднеазиатских партнеров, которые сильно восприимчивы к внешнеполитической конъюнктуре, что позволило Японии и США продвинут свои национальные интересы в регионе.

3 — 2019
Автор:
Пужаев Александр Александрович магистрант Института международных отношений Казанский федеральный университет