ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Современная внешнеполитическая активность Японии в центрально-азиатском регионе

Значительных масштабов достигла программа Японии по кредитованию инфраструктурных объектов в энергетике, транспорте и сельского-хозяйства. Главным образом, эти льготные кредиты направленны как на возведение новых объектов, так и на восстановление и ведение в повторную эксплуатацию инфраструктурных объектов построенных еще в советскую эпоху.

Официальная помощь развития (ODA) выделяет кредиты на модернизацию ряда энергетических объектов по все Центральной Азии, а именно: Навоийскои ТЕС, Телимарджанской ТЕС; также проводятся конструкции Ташкентской и Торакугарской ТЕС в Узбекистане.

В Таджикистане с 2014 по 2017 годы проводилась работа по модернизации Душабинской ТЕС. Среди транспортных проектов, которые реализуются за счет кредитов ODA и JICA следует выделить следующие: электрификация железной дороги Карши-Термез в Узбекистане – займ ОПР в размере 18 миллиардов йен. Также планируется сооружение новой железной дороги Ташгурзар-Кумкуркан, данный проект призван объединить железнодорожным сообщением Узбекистан и Афганистан12. В Таджикистане модернизировали аэропорт в Душанбе на выделенный ОПР безвозмездный грант. В Киргизстане на кредиты и гранты выделенные по линии ОПР реконструируется мост идущий через реку Кок-Арт в направлении Бишкек-Ош, также ОПР предоставляет кредиты на модернизацию международных трасс Киргизии. Не остаются в стороне проблемы связанные со снабжением питьевой воды в регионе. Проблемы в этои сфере могут аккумулировать серьезные вызовы и угрозы для мира и стабильности в Центральной Азии. Япония одна из не многих стран, которая сделала весомый вклад в улучшении доступа к питьевой воды для населения в Таджикистане. Одним из таких проектов, которыи был полностью профинансирован JICA является «Проект по восстановлению систем питьевого водоснабжения в Пянджском районе Хатлонской области» в рамках безвозмездной помощи Японии в период с 2014 по 2016 год. Напомним, что проблема санитарии и водоснабжения довольно таки остра не только в Таджикистане, но и во всем регионе. Так основываясь на докладе Всемирного Банка - "Питьевая вода в Таджикистане характеризируется высоким уровнем колиформных бактерий и низкой вкусовой привлекательностью". Помимо этого, в докладе говорится, что только 57% городских домохозяйств имеют доступ к безопасной воде, этот аспект для сельских домохозяйств составляет только 31%. Таким образом, вследствие японской помощи по реализации данного проекта тысячи людей в Пяндже получили доступ к питьевой воде. С другой стороны JICA продемонстрировала свои потенциал сотрудничества в водном секторе всему миру на примере вышеупомянутого проекта по снабжению питьевой водой в Пянджском районе Таджикистана. Для реализации данного проекта JICA выделила грант в размере 16 мил.долл. и еще 1 мил.долл был выделен правительством Таджикистана.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать факт - Япония с годами стала ведущим поставщиком ОПР в Центральной Азии. ОПР служит инструментом внешней политики и наиболее важным инструментом поддержания отношении сотрудничества. Несмотря на то, что в течение ряда лет помощь Японии в области ОПР была сосредоточена на странах Восточной Азии, ЦА становится еще одним рубежом для более активной политики Японии. На фоне этого возникает закономерный вопрос – каковы интересы Японии в Центральной Азии? Многие эксперты утверждают, что главным мотивом для интенсификации Японии в регионе стал энергетический фактор. Дипломатические усилия, направленные на обеспечение энергетической безопасности, занимают ключевое место в формирование внешнеполитического курса страны. Япония придает особое значение обеспечению своих энергетических потребностей после нефтяного кризиса 1973 года. Ресурсная дипломатия (Shigen gaiko) стала термином, который открыто и часто используется правительством и экспертами Японии.

Японская экономика действительно тотально зависит от импорта сырья, а именно: нефти, газа и угля. Причем импорт нефтепродуктов, от которых напрямую зависит японская экономика достигает 99%. Самым крупным импортером нефти являются страны Ближнего Востока, они традиционные партнеры Японии в данном сегменте рынка. Также страна восходящего солнца является крупнейшим потребителем природного газа, которой составляет около тринадцати процентов от всего энергобаланса страны. К тому же природныи газ является экологически чистым топливом, соответственно его доля в энергосистеме растет. Сжиженный газ используется некоторыми видами автомобилей и тепловых электростанции . К тому же данный вид топлива позволит ослабит хватку Ближнего Востока, который зачастую формирует цены на нефть ставя таким образом под удар третью экономику мира.

3 — 2019
Автор:
Пужаев Александр Александрович магистрант Института международных отношений Казанский федеральный университет