Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина»
Повесть «Выдающаяся женщина» была опубликована с первого по пятый выпуск китайского журнала, созданным Лян Цичао, посвященных первым сяошо, а именно «новому рассказу» (1902 - 1903 годы).
На создание большого количества произведений, в том числе и «Выдающейся женщины» оказала глубокое влияние книга Лян Цичао «Будущее Нового Китая», которая повлияла на развитие целого поколения “сяошо” в позднюю эпоху Цин. Например, известный литературный критик Господин А Инг так прокомментировал книгу: «Эта книга пример выражения политических мнений в стиле диалога и обсуждения национальных планов» [А, 1980]. Чтобы соответствовать политическому характеру в новом романе используются новые стили, такие как стиль обозрения, диалога и аргументации. Появился метод повествования.
В «Выдающейся женщине» тоже много таких приемов повествования, когда рассказывается история революции Софии. Например, в первой части повести через диалог между Хуа Минчин и Пэй Эми описывается первоначальный смысл книги: продвигать идеи нигилизма, равенства и свободы, тем самым прокладывая путь к появлению героини Софии. Автор использовал простой язык. Простое повествование устами Софии для продвижения революционных идей. София начала с самых элементарных потребностей трудящихся — вопроса средств к существованию: «Я сейчас задам вам вопрос, сколько дней вы можете есть дома хлеб?» «Есть ли у вас еще деньги, чтобы купить хлеб?» [Ло, 2017, С. 108]. Тогда София, воспользововшись ситуацией сказала: «Подумай, пожалуйста, хорошенько, а если человек в день не ест хлеба, может ли он еще жить? Значит, этот хлеб и деньги на покупку хлеба и есть жизненная сила человека».[Там же] Затем София сравнила доходы рабочих и фабрикантов и объяснила, что забастовка рабочих не может решить основной проблемы и может дать лишь временный компромисс. Затем автор использует Софию, чтобы проиллюстрировать несправедливость феодальной наследственности: «Уважаемые подумайте, у ваших хозяев столько богатств, откуда они были взяты? Меня не интересуют иностранные государства, буду брать во внимание только наших русских богачей, кто смог своими силами и способностями заработать всего этого? Только потому, что их предки были князьями, вельможами, которые опираясь на свою мощь и силу, захватили русские земли все до единого. В итоге какой-то там царь, любит чтобы перед ним лебезили, не придает значения справедливости, поэтому земли передаются из поколения в поколения, так называемый закон вечного наследования. Поэтому и существуют эти не справедливые правила, которые привели к такой картине мира. Нынешние ваши хозяева являются потомками, так называемой на веки веков аристократией. Они всю жизнь живут в крупных зданиях, пируют, сидят в каретах, носят фраки, ведут светский образ жизни. Напротив, посмотрите на нас, на простой народ, все земли захвачены ими, не дюйма не осталось, еще надо за них работать, пахать как волы, в год 360 дней, не прожив ни одного дня в благополучии. Но для нас это еще не самое страшное, мы работаем, предоставляя им все больше и больше наслаждений, тем самым сами не стабильно получаем деньги на один день проживания, не видя радостей в жизни. И скажите, есть ли в мире еще не справедливее вещи, чем это?» [Там же].
После София стала проповедовать принцип равенства для всех в эпоху Просвещения: «Мы простолюдины глазами, ушами, ртом и носом ничем не отличаемся от аристократии, мы все одинаково появились на этот свет и полностью похожи. Верно, если мы все равны, тогда мы должны одинаково наслаждаться вскормленной землей, именно это является законом природы! Ныне эта аристократия, используя варварские методы, подавила этот закон природы, мы, увидев столь не справедливою ситуацию, почему так легко должны терпеть?» Наконец, София перешла к делу и начала проповедовать разрушительный дух нигилизма, призывая всех подняться на сопротивление угнетению: «Мы простой народ должны быть едины, иначе мы ничего не сможем сделать! Как сказал глава собрания, полчище муравей смогут поднять даже слона, стая перелетающей саранчи сможет покрыть небо, в этих словах действительно скрыт большой смысл. Уважаемые, посчитайте количество людей, аристократии так мало, а нас так много, если мы все соберемся в одну большую группу, то сможем что угодно свершить, и тогда нам никакая аристократия не помеха! Тогда Земля, кормящая нас людей, разделится поровну, и тогда во царит справедливость на Земле» [Ло, 2017, С. 21-24]. Видно, что в это время между реформой и революцией автор все еще склоняется к реформе, и автор считает, что метод нигилизма не является последним средством, и его все же избегают. Эта прогрессивная речь также перекрещивается с диспутами, такими как незавершенный спор о забастовочном движении, спор о слабых среди рабочих и т. д. Через эту речь и диспут Софии, автор раскрывает главную мысль повести.
Дана Камилла Анваровна, Ташкентский государственный университет востоковедения