ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Гунсунь Лун-цзы и особенности его диалектики

Больше вопросов может вызвать то, что после подобных подсчетов, мы должны, по мнению Гунсунь Луна, объединить две категорию в одну путем сложения и финальный результат будет относиться к тому, что можно называть «сумасбродное нащупывание сущности»[4, с.59]. Получается, что 1+2=3. Но следует ли из этого утверждения, что у человека три ноги? Скорее всего - нет, потому что два понятия, из которых мы дали подобный результат, а именно номинативное и количественное, по своей сути будут разными проявлениями одной идеи, но каждая из которых важна для глубинного понимания основной сути проблемы.

Развивая любимую тему Гунсунь Луна о номинативном и количественном, все в той же главе « О проникновении в изменения» у Гунсунь Луна неоднократно спрашивают: содержат ли два единицу? На что получают весьма необычный ответ с последующим разъяснением: « Два не содержат единицы, правого или левого. Баран в сочетании с волом не будут лошадью; вол в сочетании с бараном не будут петухом»[5, с.51]. Исходя из этого, можно попытаться сделать небольшой вывод, что, когда мы называем «два», то мы не можем говорить, что в нем есть правое или левое, потому что это будет иметь такой же смысл, как если бы мы пытались сочетать в одном понятии баран с волом и получить лошадь. Каждая из составляющих может иметь свой смысл и значение, то есть правое может быть не до конца правым по своей сути, так же как единица в составе «два» не может быть абсолютной номинативной или количественной единицей.

Говоря обо всем вышеперечисленном, следует попытаться понять – можно ли считать Гунсунь Лун-цзы великим философом своего времени в области именно материализма, идеализма и логики? Или он был тем, кого в Китае называют термином бяньчжэ или спорщиком?

Если строить точку зрения касательно Гунсунь Луна, как исключительного диалектика своего времени, тезисы которого просто были сложны для восприятия, то скорее всего лучше начинать со сравнения его с некоторыми древнегреческими философами. Самым очевидным вариантом будет фигура Зенона Элейского, который был известным апориком, который неоднократно пытался доказать противоречия таких концепций, как: множества, пространства и движения. Это очень роднит фигуру древнего грека и Гунсунь Луном, особенно, что касается понятия множества. Еще одним несомненным сходством, можно считать небольшое количество апорий Зенона, которые дошли до нас. В случае сравнения Гунсунь Луна и Зенона, нас интересуют конкретно такие апории древнего грека, как: «Дихотомия» и «Стрела».

Начиная знакомиться с апорией «Дихотомия», попробуем опустить физический и математический смысл. В бытовом понимании, Зенон скорее всего хотел сказать, что чем больше мы думаем и пытаемся разобрать большое дело на все меньшие и меньшие, то можно никогда не дойти до основного решения вопроса. Появляются новые страхи, новые вопросы и сложности – это и ведет к тому, что основная проблема может стать непосильной.

2 — 2021
Автор:
Дашкин Геннадий Игоревич, Грошева Анна Павловна, Хунаньский педагогический университет