ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Гунсунь Лун-цзы и особенности его диалектики

Среди плеяды китайских философов известно достаточное количество неординарных мыслителей и их своеобразных идей. Лао-цзы, Конфуций, Мэн-цзы и многие другие внесли колоссальный вклад в развитие не только китайской, но и мировой философии благодаря совершенно новому подходу к вещам и явлениям.

Одним из самых недооценённых и своеобразных философов в истории древнего Китая можно назвать фигуру Гунсунь Луна. Этот человек неординарного ума, внес существенный вклад в развитие диалектики даже несмотря на то, что да нас дошло не так много его трудов.

О биографии Гунсунь Луна известно достаточно, но все же не так много. Он родился на территории царства Чжао, которое являлось одним из претендентов на роль единственного правителя древнего Китая, и жил приблизительно с 320 г. до н.э. по 250 г. до н.э.(IV – III гг. до н.э.). Более детальной информации о его жизни и том, чем он занимался помимо философских размышлений практически нет. Известно лишь, что он жил в области Пиньюань, «убеждал яньского Чжао-вана прекратить войну, а также просил покончить с войной чжаоского Хуэй-вана»[1, с.59].

Что касается Гунсунь Луна, как философа и личности, то исходя из немногих дошедших до нас источников, можно сделать вывод, что он был ближе к греческим апоретикам по своим убеждениям и методам ведения диалогов. Являясь представителем, так называемой школы имен (мин цзя), которая известна попыткой введения логики в китайскую философскую мысль, Гуньсун Лу являлся одним из самых ярких и самобытных философов именно за счет своей манеры ведения дискуссии. Он был тем, кого в Китае называли бяньчжэ или спорщиком. Попробуем же, на основе дошедших до нас сочинений Гунсунь Луна понять, что выделяло его философские убеждения на фоне других философов Древнего Китая.

Безусловно, самыми известными и практически единственными сочинениями Гунсунь Луна можно считать главы» «О белой лошади», «О проникновении в изменения» и «О твердом и белом». При первом их прочтении, может показаться, что даже несмотря на их небольшой объем, эти главы могут заставить задуматься любого любителя и знатока диалектики. Ведь не зря самое известное утверждение Гунсунь Луна гласит, что «白马非马», что можно трактовать, как «белая лошадь не лошадь». Именно с этого и хотелось бы начать анализ диалектики китайского философа.

Вспоминая даосские притчи и фантастические истории, проникнутые мифологическими образами и символизмами, как в Чжуан-цзы или Дао дэ цзин или конфуцианские беседы, где больший упор делается на реализм, у Гунсунь Луна ключевыми образами являются животные и самые обычные предметы, как например камни.

Это может являться достаточно своеобразным, но при этом в полной мере обоснованным явлением. Такие животные, как лошади и быки, является вполне осязаемыми и стандартными для обычных людей. Это позволяет понимать суть философской беседы намного проще, ведь если говорить и дискутировать о том, что является ли белая лошадь просто лошадью намного яснее для человека, чем спор о цвете материи или о том, что путь это не тот путь, который является общепринятым путем.

2 — 2021
Автор:
Дашкин Геннадий Игоревич, Грошева Анна Павловна, Хунаньский педагогический университет