ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Экономическая политика КНР по отношению к Тибетскому автономному району в 1949-2014 гг.

С 1994 г. в ТАР стала форсироваться реализация ключевых инициатив в энергетике, транспорте, городском строительстве и других инфраструктурных проектах, которые способны преобразовать систему производительных сил района. Масштабное проектное финансирование осуществлялось с целью превращения Тибета в самодостаточный и успешный регион Китая, который, постоянно принимая ханьских мигрантов, становится всё более прокитайским.

В качестве примера необходимо отметить успешно реализованные программы по комплексному освоению бассейнов рек Цангпо, Лхаса и Нъянгу; реконструкцию действующих аэропортов; строительство железной дороги, соединяющей столицу ТАР с соседним областным центром, впоследствии продлённой до крупных городов страны.

На пороге XXI в. ТАР обладал развитой транспортной сетью, протяженность которой с момента официального закрепления статуса района в составе КНР выросла втрое – до 22.391 км. Все сельскохозяйственные производители были обеспечены необходимыми орудиями труда и оборудованием, а химические удобрения вошли в обиход земледельцев удалённых деревень. В результате произошедших перемен выработка сельскохозяйственной продукции увеличилась более, чем в 20 раз по сравнению с 1952 г. Совокупный урожай зерна вырос на 460%, а поголовье скота удалось удвоить. (табл. 1).

Несмотря на то, что в рассматриваемый период в регион был направлен значительный объем инвестиций, который привел к стремительному развитию экономики, недовольство местных жителей сохранялось, что выражалось в усилении национализма и сепаратизма. На вспышки недовольства, выразившиеся в очередной серии волнений, власти традиционно ответили ужесточением политики подавления тибетской этничности. Особое значение ТАР приобрёл в XXI в. в связи со стремлениями китайского правительства укрепить экономический потенциал страны и увеличить влияние и присутствие на мировых рынках за счёт мобилизации всех потенциальных факторов роста.

В столице Тибета г. Лхаса в 2001 г. была открыта Национальная зона экономического и технического развития (ЗЭТР), основной целью которой стало привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных производств. Правительство ТАР привлекало иностранных производителей для освоения проектов, сосредоточенных в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, легкой промышленности, транспорта, энергетики, электромеханики, полезных ископаемых, туризма. Около 40 предприятий открыли свои заводы в ЗЭТР, а к 2014 г. количество инвесторов удвоилось, в результате чего ЗЭТР Лхасы стала новым двигателем экономического развития ТАР [13].

Центральным правительством КНР была выбрана стратегия создания благоприятного инвестиционного климата для предпринимателей и инвесторов на основе предоставления льготных условий и использования сравнительных преимуществ региона: во-первых, Лхаса стала популярным туристическим направлением для религиозного и медицинского туризма; во-вторых, Тибетское нагорье богато природными ресурсами, такими как золото, медь, литий, магнезит и проч.; в-третьих, стоимость рабочей силы и земли в ТАР невелика.

Приоритетными задачами были заявлены увеличение уровня занятости тибетцев и диверсификация структуры экономики района. Создание ЗЭТР способствовало снижению нестабильности развития экономики, решению проблем с инфраструктурой, что усилило степень интегрированности ТАР в китайскую экономику.

Если до 1990 гг. главной силой развития региона оставался Тибетский производственно-строительный корпус, то после проведения политики «открытия» Тибета, привлечения инвестиций, развития инфраструктуры основной движущей силой региона стал капитал китайского и иностранного бизнеса.

Для плодотворного функционирования ЗЭТР и индустрии Тибета в целом необходимо было создать устойчивую систему связи, и в рамках программы «Одна деревня – Один телефон» была проведена телефонизация региона [15].

Серия протестов, выразившаяся в самосожжениях тибетских монахов в 2009-2012 гг., несомненно, усугубила социальную обстановку в ТАР, данные действия стали формой политического протеста и способом привлечь внимание международного сообщества для оказания давления на КНР и выхода на результативные переговоры по вопросу обеспечения реальной автономии Тибета.

2 — 2021
Автор:
Куусела Юлия София, Эпштейн Виталий Анатольевич