ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Экономическая политика КНР по отношению к Тибетскому автономному району в 1949-2014 гг.

В Китайской Народной Республике, унитарном и многонациональном государстве, где сосуществует более 50 национальностей, наиболее многочисленным этносом являются ханьцы с долей около 92%. В стране существуют отдельные регионы: Синьцзян-Уйгурский, Тибетский автономные районы и Внутренняя Монголия, где проживают представители особых типов коренного населения, наделённых правом районной автономии. В XX в. автохтонные группы в таких районах составляли от половины до 80% всего населения. От этнической группы хань их отличает ряд социокультурных характеристик - вероисповедание, история, устный и письменный язык и бытовые особенности. Ввиду закрепившихся в их обществах отличительных черт, вопрос их политического статуса является угрозой для государственного устройства КНР. На протяжении веков история государственной принадлежности рассматриваемых территорий характеризуется периодами как автономного, так и подчинённого существования в отношении Китая.

Примечательно, что официальное закрепление современного статуса Тибетского автономного района (ТАР) как административной единицы Китая произошло лишь в 1965 г. Необходимость создания базовых условий для преображения полуфеодального социума была продиктована исключительной отсталостью Тибета: основой экономики было сельское хозяйство, животноводство, ремесленные работы, вместе с тем, орудия обработки земли представляли собой примитивные деревянные инструменты, а в мастерских отсутствовало электричество; не было транспортной инфраструктуры, и весь объем энергии, используемой в Тибете, генерировался на 1 гидроэлектростанции. Включив в состав страны территорию площадью в 1/8 КНР, перед Коммунистической партией Китая (КПК) встала задача успешной интеграции ТАР в китайскую экономику. Именно в этом регионе на начальном этапе проводилась политика «коммунизации», основными постулатами которой стали форсированное создание местных коммун и продовольственная развёрстка.

Немаловажное влияние на хозяйственное развитие района и модернизацию инфраструктуры оказывали межгосударственные отношения Китая и Индии по вопросу демаркации государственной границы, протяжённостью около 3.4 тыс. км. Непризнание КНР «линии Макмагона» в восточно-гималайском районе положило начало открытому противостоянию, проявившемуся в 3 приграничных войнах 1962 г., 1967 г. и 1987 г. В настоящее время двусторонние отношения продолжают носить характер политической конфронтации и сопровождаются приграничными инцидентами (2013, 2016, 2017, 2020 гг.). Нежелание Нью-Дели присоединиться к мегапроекту «Пояс и Путь» приводит КНР к необходимости создания китайско-пакистанского экономического коридора через спорную территорию Джамму и Кашмир.

Проблема статуса Тибета с начала XX в. влияет на индийско-китайские отношения, так как демаркации подлежит именно граница Индии с ТАР. Вопрос территориальной целостности и внутриполитической безопасности является особо значимым для Пекина, так как социальная напряжённость отмечается и в других особых автономных районах страны.

Необходимость усиления китайского присутствия и социально-экономического развития территории Тибета побудило КПК придерживаться политики проведения последовательных преобразований в ТАР для повышения уровня благосостояния населения и снижения уровня сепаратистских настроений среди тибетцев.

Меры экономического развития носили принудительный характер, и чтобы снизить недовольство тибетцев, Пекин использовал уже отработанные механизмы инкорпорирования территории как политического, так и экономического толка, которые можно было наблюдать в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Не имея иных рычагов влияния, КНР осуществляла свой внутреннеполитический курс опираясь на силовые и финансовые инструменты. Стремление КПК сохранить социальную стабильность отразилось в постоянных финансовых вливаниях из государственной казны в экономику автономного региона. Параллельно с этим осуществлялась стратегия переселения этнической группы хань, ответственной за подъём региона и ставшей основой для формирования местного Производственно-строительного корпуса (ПСК) Народно-освободительной армии Китая (НОАК). ПСК НОАК создавались в СУАР, ТАР, приграничных провинциях Хэйлунцзян (располагается на северо-востоке страны) и Юньнань (южный регион). Из числа ханьцев в ТАР отбирались кандидаты на руководящие посты органов местного управления.

2 — 2021
Автор:
Куусела Юлия София, Эпштейн Виталий Анатольевич