ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Экономическая политика КНР по отношению к Тибетскому автономному району в 1949-2014 гг.

С расширением задач по развитию района в круг полномочий ПСК НОАК входило строительство объектов инфраструктуры, промышленности, содействие охране границ и обеспечение внутренней стабильности в ТАР. По результатам деятельности Корпуса в регионе было построено жилье для тибетцев, дороги, проведены новые ирригационные каналы.

С середины XX в. по начало XXI в. центральное правительство последовательно проводило политику освоения Тибета в соответствии с теми сферами, которые нуждались в модернизации. Основными этапами экономической политики КНР по отношению к Тибетскому автономному району были:

- Политика «коллективизации» ТАР в 1949-1978 гг., которая была направлена на кооперацию сельхозпроизводителей и животноводов.

- Стратегия рыночных преобразований в Тибетском автономном районе с 1978 г. по 1999 г., нацеленная на диверсификацию структуры экономики.

- Программы развития транспортной, сетевой инфраструктуры в 2000-2014 гг., благоприятствующие туризму.

- Проекты рациональной эксплуатации природных ресурсов, реализация которых в начале XX в. способствовала решению проблемы пресной воды и повышению уровня энергетической безопасности района.

В 1950-1960 гг., ввиду отсталости уклада экономики в ТАР проводились реформы, направленные на развитие и поддержание аграрного сектора и постепенную «коллективизацию»: была создана новая классовая структура общества, реальная власть монахов ограничена, местные чиновники назначались центральным правительством, а обеспеченным домохозяйствам поначалу разрешалось оставить за собой право собственности на пастбища и скот, которыми они владели ранее.

Во исполнение установок и реализации целей центрального правительства Рабочий комитет Тибета в первой половине 1960 гг. принял «Положение о стратегии развития сельской местности», регламентирующее сферу сельского хозяйства и разведения скота [4]. Ключевыми задачами были заявлены поддержка аграриев и проведение публичной агитации за возрождение частного земледелия, планировалось отложить проведение коллективизации как минимум на 5 лет. Очевидно, что социально-экономический уровень развития региона был низок, и Пекин не только не рискнул отменить институт частной собственности, но и принял решение закрепить его на законодательном уровне.

Образовавшиеся начиная с 1965 г. члены коммун использовались в том числе и в распашку земель и уборку урожая с полей, принадлежавших воинским частям НОАК. Пекин видел в коллективизации причину стремительного экономического роста ТАР, который совершил «скачок от крепостного феодализма к социализму» [6, с. 309].

В 1966-1969 гг. в рамках политической кампании «Великая пролетарская культурная революция» Пекин стремился завершить социально-экономическую перестройку Тибета по китайскому образцу, вытесняя местные национальные и культурные идеи. В результате новой политики сжигались древние философские и исторические материалы, архивные и письменные документы. Из тысячи монастырей на территории ТАР к 1976 г. уцелели 8, остальные стали помещениями для школ, складов, конюшен. В отношении монахов и жителей Тибета, которые открыто выражали свою преданность тибетским традициям, духовному наследию, применялись репрессивные меры [8, с. 439].

По итогам кампании Китай заявлял, что тибетцы совершили переход от отсталых устоев к производительному труду. Пекин форсировал выпуск аграрной продукции в ТАР изымая и направляя продовольствия в города Китая, вызывая тем самым недовольство крестьян региона. Необходимость этой меры была обусловлена политикой Мао Цзэдуна, запустившего политику «Большого скачка», в результате чего в КНР начался голод.

2 — 2021
Автор:
Куусела Юлия София, Эпштейн Виталий Анатольевич