ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

О влиянии философского исламоведения на формирование рационального облика мусульманского вероучения

Западный и восточный подходы к изучению ислама (исламоведение западное и восточное, мусульманское), безусловно, разнятся, однако подлинный облик ислама зачастую сокрыт завесой как для немусульман, так и для представителей исламской цивилизации. Видный представитель отечественной арабистики, разделяющий цивилизационный подход к исследованию западного и восточного (арабо-мусульманского) типа культур, А.А. Игнатенко посредством анализа динамики категории «зеркало» («родной» для Корана и хадисов и системообразующей для ислама), выявил отличительную черту особенности исламского образа мышления - ретроспективность, т.е. обращённость к прошлому (назад). Ментальность же культуры западного типа определяется им как проспективная – обращённая в будущее [Игнатенко, 2004, с.216]. Западная и арабо-мусульманская культуры представлены А.А.Игнатенко как содержательно-выстроенные целостности. Европейская культура (западная культура), по мнению учёного, это культура дискурсивно-имагинативного типа: она идет от дискурса, от речи, от теории - к воображению, продвигаясь от теоретического осмысления к воображению, то есть к созданию образов. Эта культура проспективна - она обращена в будущее, связана с созданием образов, исходящих из теории, а затем строит его, воплощает проективный образ в действительность. Арабо-мусульманская культура характеризуется А.А. Игнатенко противоположным образом, как имагинативно-дискурсивный тип. Она продвигается от воображения к его теоретическому осмыслению в дискурсе, превращая действительность в образ, в литературный сюжет, чтобы дальше жить в этой сфере образности, а не в реальной действительности. Получается таким образом, что образ изучаемой культуры предстаёт как зеркальное отображение собственной культуры - арабо-мусульманская культура предстаёт как зеркальная противоположность западной. Этим и объясняется разность западных и восточных подходов к изучению ислама.

По мнению иранского мыслителя Мухсена ал-Вири, западное «Исламоведение, подобно хиджабу, вместо того, чтобы открывать истинную сущность ислама, закрывает его настоящий облик от постороннего взгляда» [Ал-Вири, 2016, с. 275]. Сущностно исламоведение как религиоведческая дисциплина должна быть освобождена от предвзятого отношения к исламу, сосредотачивая свои усилия на консолидации полноты знаний о нём. Примером отрицательного влияния западного исламоведения следует считать «недоверчивое отношение к наличию тесной связи между религией и созиданием общества. Все эти сомнения и ложные представления, глубоко проникшие в душу интеллектуальной элиты, составляют одну из главных проблем современного исламского мира». [Ал-Вири, 2016, с.275]. Необходимость философско-исламоведческого, рационального обоснования наличия тесной связи между религией и созиданием общества, таким образом, носит остроактуальный характер.

Имманентность рациональности мусульманскому вероучению

В эру знаний, формирующихся «понаслышке» («знания понаслышке» термин Касавина И.Т.), когда люди рискуют полностью утратить привычку к рефлексивному приобретению знаний (усилий к пониманию), особую роль способна сыграть рациональность, присущая религиозной вере вообще, и мусульманскому вероучению, в частности. Мусульманское вероучение есть основанная на Кораническом (теологическом/креационистском) толковании сущности человека сердцевина миропонимания, предлагаемая исламом своим приверженцам, базис его - Коран и Сунна, постулирующие принципы вероубеждения (акыйда), нравственности (ахляк), законодательства (шариат). Шариат основывается на принципе поклонения Всевышнему, и регламентирует отношения политического, социального и экономического характера между людьми. «Священный Коран – это обращение Аллаха, направленное ко всему человечеству, ко всем народам, включая людей предыдущих Писаний, для подтверждения того, что ниспослал Аллах предыдущим пророкам, то есть для восстановления истины и преодоления всего, что противоречит ей. С учетом упомянутых в прошлых Писаниях основ, Коран устранил фальсификации, смешивание, противоречия, которые были в них привнесены людьми. Поскольку люди не могут выполнять эту миссию с необходимой ответственностью и требуемой внимательностью, то Всевышний Аллах взял на Себя оберегание этого Корана» [Аль-Алвани Таха Джабир, 2019, с.113].

Рациональность мусульманского вероучения есть основанное на фикхе как кодексе глубокого понимания знания в исламе, и обусловленное конкретной ситуацией, в которой находится человек/общество, разумное стремление к адекватным решениям практических проблем с использованием убедительных принципов рассуждения, заложенных в Коране - «Мы непременно ниспошлем тебе весомые слова» (Коран, 73:5). Поистине, Всевышний Аллах Сам сохранил Достохвальный Коран и Сам разъяснил его смыслы, чтобы он стал Напоминанием после смерти Пророка [Аль-Алвани Таха Джабир, 2019, с.116]. Рациональность мусульманского вероучения вариативна благодаря диалектичности Корана, «подлинное чудо пророка Мухаммада – только Коран» [Ибн–Рушд, 2019, с. 487]. Мекканские суры и Мединские суры, составляющие текст Корана, когерентны и могут трактоваться как рационально разнонаправленные, что обосновал Мухаммед Таха в работе «Второе послание ислама» [Abdullahi Ahmed An-Na'im, 1996]. Толкование сур Корана, лежащее в основании понимающей (рефлексивной) познавательной деятельности, возможно посредством компаративного анализа Мекканских и Мединских сур Корана, критического синтеза их диалектического комплекса. Однако, при этом «Никто не изменит Его Слов» (Коран, 6:115).

Обеспечение рационального транзита (транзита рациональности), т.е. процесса перехода иррациональной стадии в понимании ислама на рациональную ступень, может осуществляться сегодня посредством ревизии знаний об исламе как фундаментальной рациональной социорелигиозной доктрине, представляющей незыблемую основу социокультурного бытия мусульман, где Коран и Сунна - основные формообразующие источники регламентирования индивидуального и коллективного существования в пределах уммы.

2 — 2020
Автор:
Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович, Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры алтаистики и китаеведения Казанского (Приволжского) федерального университета