ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Статья Боннера Ф. Феллерса «Hirohito's struggle to surrender» как источник для изучения позиции руководства США в отношении императора Японии Хирохито

Еще раз император созвал Верховный Совет на совещание в первой половине дня 14 августа. Два начальника штабов и военный министр снова яростно выступали против капитуляции. Император посмотрел на них грозно. «Мое решение принять условия Потсдамской декларации не далось мне легко» заявил он. «Но оно не претерпело никаких изменении. Если война не будет прекращена на данном этапе, то не только национальная система государственной власти Японии будет уничтожена, но будет уничтожен японский народ. В будущем Япония полностью откажется от выделения средств для ведения войны и, таким образом, будет наслаждаться истинным вечным миром. Так как я хочу быть понятым народом, подготовьте проект Императорского Рескрипта, я требую ...» — в этот момент он грозно посмотрел на милитаристов — «чтобы все присутствующие разделили мои взгляды».

К вечеру, по всей видимости, наконец-то сломив сопротивление милитаристов, рескрипт был готов. В 11 часов вечера император закончил запись рескрипта, который должен был транслироваться через радио к нации, представитель Радио Токио стоял рядом готовый отнести запись в студию. Но как только запись была готова, и осталось только вынести ее из дворца, около 1000 мятежных солдат проникли на территорию дворца. До того, как солдаты успели достигнуть коттеджа, запись была спрятана в тайнике Хирохито, который или из-за благоговения перед императором, или из-за незнания его местонахождении, так и остался нетронутым войсками.

Та ночь оказалась самой дикой, какую когда-либо переживал любой японский император. Шесть раз мятежные войска вторгались в коттедж в поисках записи и маркиза Кидо, которого они были полны решимости убить за ту роль, которую, как они полагали, он сыграл в капитуляции. Кидо спрятался в таи ном подземном переходе, в то время как император скрылся в другой части коттеджа, считая его собственное убийство неизбежно. Между тем, другие войска атаковали резиденцию Сузуки из пулеметов, а затем сожгли ее дотла. В 4 часа утра военный министр Анами, перегруженный чувством вины и позора из-за попытки государственного переворота и его выступления против императора, покончил жизнь самоубийством. Вскоре после 8 утра генерал Сидзуити Танака из Командования обороной Восточного направления прибыл на место происшествия и убедил солдат разойтись. Двое из офицеров застрелились. После чего генерал Танака ушел в свою комнату и тоже застрелился.

К вечеру запись Императорского рескрипта была транслирована, и нация услышала собственный голос Императора, объявивший им об окончательной капитуляции Японии.

Таким образом, за исключением отдельных инцидентов, завершилось шестимесячное сопротивление официальных лиц Японии в сражении императора за мир, и на протяжении всего Тихоокеанского направления 7 000 000 японских солдат, жестких духовно и физически, сложили оружие и направились домой. Это исторически беспрецедентная капитуляция, бесспорно, сократила войну на много месяцев и предотвратила, по оценкам, 450 000 американских боевых потерь, плюс миллиарды долларов на дополнительное вооружение.

Был ли Хирохито всегда пацифистом, который стал инструментом в руках фанатичных милитаристов, не имея возможности дать им отпор? Я покинул Японию с убежденностью, что был. Как титульный лидер Японии, конечно, император не может технически не разделить вину за военные преступления своих лидеров. Тем не менее, это не умаляет той удивительной драмы, развернувшейся, когда император, обладавший только номинальной властью, дерзнул повергнуть ниц своих фанатичных милитаристов, узурпировать их власть, и одной только силой воли заставить их сдать побежденную страну превосходящим силам противника.

2 — 2019
Автор:
Лестев Антон Евгеньевич, канд. ист. наук ООО «АЕЛ Эксперт», Институт культуры мира (ЮНЕСКО)