ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы. Часть 2.

Ключевым из портовых проектов КНР в Джибути является многоцелевой порт Дорале, который был открыт в мае 2017 года [20]. Развитие порта часто связывают с «Шэкоу моделью», которая отсылает к порту Шэкоу недалеко от Шэньчжэня, который был построен с нуля и в настоящее время является одним из ключевых портов КНР [21, с.108; 22]. Модель предполагает всестороннее развитие района через ряд связанных инфраструктурных проектов, в особенности, портовой зоны. Они создают рабочие места, в дальнейшем это повышает спрос на товары, стимулирует приток капитала, что в свою очередь порождает потребность в финансовом и бизнес-секторах, и в конечном итоге комплексно двигает экономику региона вперёд. В то же время, Президент Джибути Исмаил Омар Гелле видит в Джибути «Африканский Сингапур», что в действительности во многом совпадает с предлагаемой КНР моделью [23]. Китайские компании Communication&Construction Company (CCCC) и China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC) построили порт за 4 года, что является относительно небольшим сроком, учитывая его размеры. Основная функция порта – разгрузка судов, слишком крупных для прохода через Суэцкий канал (с водоизмещением до 100,000 тонн) и распределение контейнеров и грузов на менее крупные суда [24].

Многоцелевой порт находится под управлением CMPort и, по мнению исследователей, приносит основной доход в казну государства [14, c.11]. Новый порт также располагается вплотную к базе НОАК в Джибути, что позволяет доставлять на саму базу крупные грузы и, в целом, повышает безопасность портовой зоны.

Говоря о старом терминале, стоит отметить, что несмотря на фактическую «непричастность» CMPort к управлению и владению контейнерным терминалом Дорале, компания нацелена на участие в его модернизации. Так в конце 2020 года она подписала инвестиционное соглашение по модернизации старого порта Джибути, в том числе, для всестороннего развития городской транспортной и финансовой инфраструктуры, а также гостиниц и др. зданий в рамках третьего кластера ЗСТ [25].

Следующий терминал – Губбет, был построен с расчётом на возросший экспорт соли из Джибути. С этой целью (для загрузки терминала) в 2017 году CCCC приобрела 65% доли местной компании по разработке соли и получила эксклюзивное право на добычу соли и брома в регионе [26]. Однако на данный момент, после четырёх лет работы, полные мощности терминала ещё не достигнуты [11, с.13].

Другой ключевой составляющей в рамках «Шэкоу модели», помимо портового комплекса, является ЗСТ, которая претендует стать самой большой аналогичной зоной в Африке площадью 48,2 км2 и общей стоимостью около $3,5 млрд. [27]. Она предназначена для стимулирования торгового оборота порта. Зону предполагается разбить на 4 кластера. Строительство пилотной зоны начато в 2017 году, а официальное открытие произошло в 2018 году, однако, как отмечается рядом исследователей и подтверждается снимками из космоса, по состоянию на начало сентября 2021 года, каких-либо строящихся сооружений в ЗСТ нет [11, c.16].

1 — 2022
Автор:
Сячин Валерий Геннадьевич, Эпштейн Виталий Анатольевич