ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Роль неправительственных организаций в решении проблемы «станций утешения» на примере корейского совета по делам женщин

Главный секретарь кабинета министров Ёхэй Коно 4 августа 1993 г. сделал заявление, в тексте которого было указано, что власти Японии и военные принимали участие в вербовке девушек против их воли, используя уговоры и принуждение. Кроме того, признавалось нанесение вреда чести и достоинству пострадавших женщин, а также были принесены извинения. Однако правительство Японии не взяло на себя ответственность, ссылаясь на то, что Сан-Францисский мирный договор (1951 г.) и другие соглашения урегулировали все послевоенные требования о компенсациях.

Когда Токио попытался умышленно не дать ходу проблеме «комфортных женщин» посредством закулисной дипломатии с Сеулом в 1993 г., активисты начали борьбу. 6 февраля 1994 г. 27 корейских «женщин для утешения» и Корейский cовет подали иски в суд Токио. Столкнувшись с критикой со стороны неправительственных организаций из-за безнаказанности японского правительства по проблеме «комфортных женщин» в Комиссии ООН по правам человека в середине февраля, японская делегация замолчала по этому вопросу впервые с 1992 г.

Самым важным фактором в деятельности Корейского cовета было завоевание поддержки женских правозащитных групп. На Всемирной конференции по правам человека в Вене в июне 1993 г. сторонники «женщин для утешения» приняли активное участие на Всемирном трибунале по нарушению прав человека женщин. Конференция приняла Венскую декларацию и программу действий, посвященную пункту «Нарушения прав человека женщин в ситуациях вооруженного конфликта», включая «сексуальное рабство». Япония пыталась исключить пункт «сексуальное рабство», но потерпела неудачу.

Затем в июне 1994 г., когда Мураяма Томиити (1994-1996 гг.) - лидер Социалистической партии - стал премьер-министром, интеллектуалы и руководители движения возлагали большие надежды на успешное разрешение проблемы «женщин для утешения». Но Мураяма был между двух огней: консервативным сопротивлением и прогрессивными людьми, выступавшими за выплату компенсации.

В итоге 31 августа 1994 г. премьер-министр Японии объявил о первом плане по выплате денег пострадавшим женщинам. В июне 1995 г. было выдвинуто предложение учредить Азиатский фонд мира и дружбы для женщин (女性のためのアジア平和友好基金; Josei no tame no Ajia Heiwa Yuko Kikin). В июле того же года в своем личном заявлении Мураяма Томиити принес извинения выжившим «комфортным женщинам» и сказал, что Азиатский женский фонд - это «искупление» правительства и граждан Японии перед пострадавшими.

Азиатский женский фонд столкнулся с трудностями, поскольку в Японии и в других странах мира возникли противоположные мнения по поводу его деятельности. Главный фактор - этот фонд являлся частным, т.е. правительство Японии избегало юридической ответственности. Многие из «комфортных женщин» отказались принять предложенные фондом деньги, а устройство фонда не одобряли и в международных сообществах. 11 января 1997 г. директор Азиатского женского фонда Теруко Канехира встретилась с пострадавшими женщинами и передала им письмо от премьер-министра и президента Азиатского женского фонда в отеле «Плаза» в Сеуле. Были предоставлены деньги (2 миллиона йен), а медицинская и социальная помощь осуществлялись отдельно.

1 — 2020
Автор:
Мусинова Ирина Александровна, Гракова Юлия Валерьевна, Кафедра востоковедения УГИ, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина