Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Становление современного китаеведческого образования в восточных регионах России в 1980-1990-х гг.
Китаеведческое образование, в основе которого лежит изучение китайского языка, является важнейшей составляющей всей системы русско-китайских отношений. Для восточных, приграничных или находящихся основных транспортных коммуникациях и наиболее тесно экономически и культурно связанных с Китаем регионов России, оно является особенно важным и актуальным.
Несмотря на то, что истоки российского китаеведческого образования лежали в Восточной Сибири, а к началу ХХ в. на Дальнем Востоке уже заработало специализированное высшее востоковедное учебное заведение, в восточных регионах России всегда существовало проблема отсутствия развитой и полноценной системы китаеведческого образования. А в 1940-х и 1950-х гг., когда Советский Союз и Китай были союзниками и активно взаимодействовали, в восточных регионах России не было ни одного учебного заведения, за исключением школ военных переводчиков, с преподаванием китайского языка. Лишь в 1960-х гг., в ситуации обострения отношений между правящими партиями двух стран, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке вновь появляется китайский язык в высших и средних учебных заведениях.
В сентябре 1960 г. в Читинском государственном педагогическом университете было создано отделение китайского и английского языков. Организатором краеведческого образования и первым преподавателем был воспитанник Московского института востоковедения выпускник МГИМО А. Ф. Никитин. Он писал: «Известие о том, что в Читинском Обкоме партии озвучено решение о создании в ЧГПИ китайского отделения и начат подбор кандидатов для практического осуществления этой идеи мне довелось услышать впервые в парткоме станции Отпор в марте 1960 года. В это время мы с Александром Андреевичем Андреевым работали переводчиками на ст. Отпор... Вскоре нас для беседы вызвали в Обком партии, а после беседы предложили перейти на работу в ЧГПИ в качестве старших преподавателей китайского языка» [1, с. 9]. В вышедшей в 2008 г. работе «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет» о китаеведах говорится в разделе «Факультет иностранных языков»: «Кафедра китайского языка была создана... в 1961 г. работу по формированию кафедры возглавил А.Ф. Никитин... Первые 5 лет А.Ф. Никитин заведовал кафедрой китайского языка, затем работал деканом» [3, с. 133]. К концу советского периода истории России в восточных регионах РСФСР китаеведение развивалось лишь в трех высших учебных заведениях, а также китайский язык преподавался в двух средних школах.
В 1962 г. китаеведческое образование было восстановлено в Дальневосточном государственном университете. Исследователи пишут о сложностях подготовки к возвращению китайского языка в бывший Восточный институт: «в 1958 г. газета «Ленинец» сообщала решение Ученого совета университета о введении преподавания китайского языка на первых курсах всех факультетов по 2 часа в неделю; для студентов вторых-четвертых курсов планировалось ввести факультативные курсы китайского языка также по 2 часа в неделю. В 1962 г. в ДВГУ после двадцатитрехлетнего перерыва было вновь открыто восточное отделение. Возрождение этого профиля образования пришлось начинать с нуля: отсутствовала учебно-методическая база, был дефицит кадров преподавателей» [6, с. 85]. На следующий год филологическом факультете университета была открыта кафедра восточных языков. Первым заведующим кафедрой восточных языков ДВГУ стал выпускник ДВГУ 1928 г. Г.А. Ткачёв.
Уникальность Читинской области среди регионов СССР заключалась в том, что это была единственная вообще в России территория, где в местном пединституте функционировало китайское отделение, а китайский язык преподавался в двух средних школах, в самой Чите и затем в поселке Забайкальск. Вскоре китайский язык появился в одной из хабаровских средних школ. В 1967 г. вышло Постановление Министерства просвещения РСФСР, в котором говорилось: «Рассмотрев ходатайство Хабаровского крайоно о расширении сети школ о преподавании ряда предметов на иностранном языке приказываю: заведующему Хабаровским крайоно тов. Донник М.Д. 1. Разрешить преобразовать в 1967-68 уч. г. школу №1 г. Хабаровска в среднюю школу с преподаванием ряда предметов на китайском языке» . В эту школу пригласили на работу шесть учителей китайского языка.
В 1969 г. было принято решение о начале подготовки китаеведов в Новосибирском государственном университете. На сайте НГУ представлена следующая информация: «Обучение китайскому языку в Новосибирском госуниверситете ведется с 1970 г. Это было связано с задачами, поставленной перед учеными Академгородка в 1969 г. руководством страны в лице Председателя Совета министров А.Н. Косыгина – помогать политикам в контактах с восточным соседом, в частности в разрешении актуализировавшейся в те годы проблемы пограничного урегулирования. Для расширения спектра работ созданного в структуре Института истории, филологии и философии СО АН СССР специального сектора истории и археологии стран зарубежного Востока требовались молодые сотрудники со знанием китайского и японского языков. Поэтому в НГУ… была развернута углубленная языковая подготовка на базе имевшихся специальностей «история» и «филология». Сначала на Гуманитарный факультет НГУ набирались группы студентов-китаистов или японистов раз в три-четыре года по специальностям «история» или «филология». Первым преподавателем восточных языков в НГУ и в Новосибирске в целом стала к. филол. н., проф. Ольга Павловна Фролова. Она выросла в Харбине, до переезда в Россию преподавала в Харбинском политехническом университете; затем получила диплом преподавателя двух европейских языков в Новосибирском государственном педагогическом институте... Другие преподаватели первых наборов китаистов – к. и. н. Татьяна Ивановна Кашина, д. и. н. Анатолий Гаврилович Малявкин также были «харбинцами»… разговорный язык преподавал этнический китаец, признанный лидер переводческого сообщества Новосибирска Борис Андреевич Таланов» . Первая группа студентов в составе около 5 человек начала изучать китайский язык в НГУ в 1970 г. В числе первых студентов китаистов были Елена Константиновна Скрибник, Анна Матизен, Людмила Воротникова. Следующая группа была набрана у историков в 1972 г., в ее составе были, в частности, известные сегодня китаисты С.А. Комиссаров и А.В. Варенов. До середины 1990-х гг. китайская группа набиралась раз в несколько лет.
Дацышен Владимир Григорьевич, Красноярский государственный педагогический университет