ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Ситуация в Маньчжурии 1902–1904 гг. по донесениям дипломата Г.А. Плансона (1859–?)

Монгольский вопрос

С ноября 1902 г. по февраль 1903 г. Г.А. Плансон временно находился в качестве поверенного в делах в Пекине. Он замещал П.М. Лессара (1851–1905), который страдал онкологическим заболеванием. В это время на службе Г.А. Плансон часто общался с монгольскими князьями, которые прибывали к императорскому двору. В докладной записке к наместнику на Дальнем Востоке (РГА ВМФ, л.3–6) дипломат писал о стремлении Цинского правительства к заселению обширных, практически ненаселенных территорий соседней Монголии, подчеркивая, что южная часть Монголии уже заселена китайцами. Схема заселения территорий дипломатом также была представлена. «Нуждаясь в землях, они [китайцы ¬– прим. авт.] входят в сделки с ближайшими монголами не без содействия командируемых правительством чиновников, скупают у них лучшие для хлебопашества участки, распахивают их и составляют отдельные поселки. Вслед за хлебопашцами появляются чиновники для сбора податей и управления китайцами. Таким образом, степные пространства заселяются оседлыми жителями, разделяются на уезды с назначением туда начальников уездов "джи-сяней" и других властей» (РГА ВМФ, л.3.об.–4). Копия этого доклада хранится в личном фонде Г.А. Плансона в Государственном архиве РФ (ГАРФ, ф.818. д.62).

В продолжение анализа «монгольского вопроса» стоит упомянуть работу других российских дипломатов, освещавших факт заселения китайцами монгольских территорий. В фонде личного происхождения дипломата и министра иностранных дел А.П. Извольского (1856–1919) хранятся донесения и секретные телеграммы чрезвычайного посланника и полномочного министра в Пекине Д.Д. Покотилова (1865–1908), который подробно описал планы цинских властей относительно процесса планомерного переселения китайцев на территорию Монголии (ГАРФ, ф.559. д.9). Данная политика имела успех, количество китайского населения в регионе увеличилось (Дроботушенко, Ланцова 2019, 928). А.А. Сизова в своей монографии «Консульская служба России в Монголии (1861–1917)» (Сизова 2015) затронула также сложности и дипломатические тонкости в отношениях с монгольской аристократией и с китайскими властями, в ней автор изложила процесс формирования и функционирования сети консульских учреждений России в Монголии.

Другая тема, которая раскрывается в донесениях Г.А. Плансона – это отношения с монгольскими князьями, в частности, князем Удаем. Этот князь был знаком российским дипломатам в Маньчжурии (Дроботушенко, Ланцова 2019, 926). Г.А. Плансон писал, что в личном общении с монгольскими князьями, прибывавшими в Пекин, можно было узнать их отношение к китайскому проникновению: «…князья обыкновенно отвечали, что против этого ничего нельзя сделать, ибо земель у монголов много, а денег мало; народ бедствует и рад пришельцу китайцу, который платит деньги» (РГА ВМФ, л.4–4.об.). В свою очередь, ссылаясь на просьбы монгольского князя Удая о выдаче ему денежной ссуды, дипломат ввиду сложности монгольско-китайских политических отношений категорически не рекомендовал удовлетворять эту просьбу.

4 — 2022
Автор:
Харитонова Анна Михайловна, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург