Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Китайско-индийские отношения на современном этапе: обзор
Благодаря укреплению и расширению нормативно-правовои базы двусторонних отношении , в том числе в сфере экономики, происходит стабильныи рост экономических показателеи обеих стран. Благоприятныи политическии климат положительно влияет на расширение и эффективность торгово-экономического сотрудничества.
Третья сфера активного взаимодеиствия – гуманитарная. Нормализация политических отношении , социально-экономическии рост обеих стран – все это привело к активному сотрудничеству в гуманитарнои сфере. История и культура Индии и Китая одинаково древние и самобытные, в эпоху глобализации вопросы национальнои идентичности и культурнои значимости становятся наиболее актуальными. Давнее соперничество буддиискои и конфуцианскои культур на современном этапе становится менее явным, выдвигая на первыи план более масштабную парадигму «Восток-Запад». Усиливая совместную «азиатскую» мощь Китаи и Индия наращивают сотрудничество в гуманитарнои сфере. При поддержке правительств двух стран стремительно развиваются научно-образовательные отношения, проводятся совместные исследования, растет грантовая поддержка научных проектов, увеличивается количество индииских студентов обучающихся в Китае и китаиских студентов в Индии. Сотрудничество активно развивается в туристическои, медицинскои, культурнои сфере, особо хочется отметить СМИ, кинематограф и перевод художественнои литературы. В тоже время, Китаи , разработав долгосрочную внешнеполитическую программу по осуществлению «китаискои мечты» и хорошее финансирование проектов гуманитарнои сферы, пока имеет большои перевес. Данная сфера взаимодеиствия является перспективнои и имеющеи колоссальныи потенциал, в том числе для нормализации восприятия образа соседнего государства народами этих стран. Также следует отметить и ее мало изученность, гуманитарная составляющая китаиско-индииских отношении требует более дательного анализа и дальнеишего отдельного изучения.
Несмотря на достаточно позитивное сотрудничество КНР и РИ, имеются и противоречия, которые сказываются на общем климате взаимоотношении . У Индии и Китая до сих пор имеются погранично-территориальные притязания (см. Карта 1). Несмотря на то, что в 2003 г. была подписана «Декларация» [17] обстановка остается накаленнои, так в мае 2020 г. на границе вновь вспыхнул конфликт, а вопросы территории пришлось улаживать на двусторонних переговорах в июле 2020 г. До сих пор Индия не признает суверенитет Поднебеснои над раионом Аксаичин, а Пекин требует, чтобы Нью-Дели передал КНР штат Аруначал Прадеш. Также не решенным является вопрос по правовому статусу Тибета и проблема «тибетского правительства в изгнании».
Кроме двусторонних вопросов, в связи с растущеи ролью и военнои мощью двух азиатских государств усиливаются геополитические противоречия. Китаи и Индия ведут активную внешнеполитическую деятельность, согласно своим национальным интересам, что не всегда приходится по нраву другим странам. Так, например, Китаи опасается того, что растущие вооруженные силы Индии и ее отношения с Соединенными Штатами могут быть угрозои для китаиских транспортировок через Индиискии океан. Китаи сильно зависит от импорта продовольствия и сырья, именно, поэтому в последние годы начал активно наращивать военно-морские силы, и создание опорных точек «Жемчужная нить» в Индии ском океане держит в напряжении индии ское правительство [18]. Мьянма, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Мальдивские остров – вот основные морские опорные точки КНР (см. Карта 2). Также необходимо обратить внимание на расширение влияние Китая в Непале. Пекин активно развивает отношения с Катманду, Непал стал явно поддерживать инициативы КНР в южно-азиатском регионе. По мнению индииских аналитиков китаиская «Нить жемчуга обвилась вокруг горла Индии». Союзники КНР располагаются по всему периметру индииских морских и сухопутных границ. Дели считает, что Южная Азия и Индиискии океан – это традиционная сфера его влияния. Растущие силы Китая в этом регионе, естественно, вызвали серьезную озабоченность в Индии.
Индия в свою очередь также начала развивать военно-морскую мощь и начала занимать наступательные позиции в Южно-китаиском море, которое китаиская сторона исторически считает «своим». Также необходимо отметить стратегическое партнерство Индии с Филиппинами и Вьетнамом. В противовес Китаю, Индия пытается сбалансировать мощь Поднебеснои в этом регионе. У двух государств есть собственные интересы на Африканском континенте, в странах Среднеи Азии, где также происходит противостояние и внутренняя конкуренция. По мнению ряда ученых китаиско-индии ские отношения выходят за рамки «двустороннего измерения», представляя собои часть «многомернои комбинации». «Остальными сторонами» здесь стабильно выступают Россия, США и Пакистан.
Формат сотрудничества Россия – Индия – Китаи (РИК), уже к началу 2000-х гг. нашел свое очертание, а сеичас в этои конфигурации активно обсуждается проблематика формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе новои архитектуры безопасности и сотрудничества, а также взаимодеиствия трех стран в рамках различных многосторонних объединении, в том числе в форматах БРИКС, ШОС, механизме Восточноазиатских саммитов, Региональном форуме АСЕАН по безопасности. Для России Индия и Китаи остаются важными стратегическими партнерами.
Аликберов Эдуард Шабанович, Аликберова Альфия Рафисовна Институт международных отношений, КФУ