ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Зеркала-докё как образец влияния Китая и Кореи на производство бронзы в Японии периода Кофун

Период Дзёмон (XIII – начало IV вв. до н.э.) в общей археологии соотносится с периодом неолита. Названный по распространенной на тот момент по всей Японии керамики с «веревочным орнаментом», или, согласно терминологии британского археолога Э. Морса «cord-marked pottery» (Morse, 1879, P.257). В данный период стал формироваться хозяйственный уклад протояпонского общества, основанный на сочетании охоты, рыболовства и собирательства. Массовые захоронения данного периода указывают на высокую степень оседлости, что подтверждают ряд захоронений у крупных поселений, а не массовые случаи захоронения людей прямо на месте их смерти, что встречалось ранее в большем объеме (Мещеряков, 2010, C. 56-59). Однако в захоронениях не было единства уклада, так как не были сформированы единые представления о загробной жизни. В данный период была распространена практика перезахоронения-могари, частично интерпретировавшаяся как появление родильной магии, когда спустя несколько месяцев или лет после похорон плоть отделялась от костей, а очищенные кости с почестями перекладывали в глиняный или керамический сосуд (Бакшеев, 2002, C. 7-25). Также в северной части Кюсю (острове, наиболее близком к Корейскому полуострову) в период позднего Дзёмона стали появляться захоронения человека в различных позах в гробах-ящиках или гробах урнах, отдаленно схожих с корейскими дольменами южного типа (Пак, 1979, C. 60).

Сменивший Дзёмон период Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.) можно характеризовать как бронзово-железный век. Данный период был распространен не по всей Японии, однако, по данным археологов, очагом его распространения стал север о. Кюсю, что произошло под влиянием переселенцев с юга Корейского полуострова. Причины их миграции неизвестны по сей день. Вероятно, они были связаны с похолоданием в Азии, вызвавшим политическую нестабильность в начале в Китае, а затем и в Корее.

Любопытным является то, что в Японии нет разделения на бронзовый и железный века: оба металла приходят на архипелаг практически одновременно вместе с волной миграции на острова. Под воздействием пришедшей континентальной культуры, железо и бронза были внедрены в культуру Японии (Childe, 1936, P. 185). В период Яёй они заняли разные ниши: железо стало использоваться в изготовлении оружия и предметов хозяйства (мечи, наконечники копий, серпы, рыболовные крючки), в то время как менее практичная бронза приобрела сакральное значение. Бронзовые предметы использовались для изготовления символов власти и предметов религиозного культа. В частности, таким образом в Японии появились культовые мечи (родственники кинжалов-пипха), колокольчики-дотаку и бронзовые зеркала, в Японии получившие название докё (Мещеряков, 2010, C. 72-77).

Погребальный ритуал периода Яёй не был единообразным для всего архипелага. В районе Канто (о. Хонсю) был по-прежнему распространен обряд могари для знати. На севере Кюсю над могилой сооружали насыпь из камней, а также, как и в регионе Осака, там стали появляться и захоронения дольменного типа – прототипы курганов периода Кофун. В центральной Японии, в районе современных городов Нара, Киото и Осака вокруг могилы рыли ров (или несколько) с водой.

Наиболее распространенными в период Кофун (250-538 гг.) стали захоронения в курганах. Вероятно, курганы были заимствованы из Кореи и Китая, о чем свидетельствуют ориентация курганов по оси север-юг, насыпь из 3 ступеней, использование сульфида ртути в качестве красителя внутри погребальной камеры (Мещеряков, 2010, С. 86). В средний Кофун появились вариации форм курганов: квадратные, круглые, квадратно-круглые, или курганы в форме замочной скважины (keyhole tumuli). Внутри кургана была погребальная камера, в которую гроб помещался через отверстие сверху. Гробы были деревянными, из японского кедра, каменными или керамическими, в зависимости региона погребения и состоятельности семьи умершего. Погребальный инвентарь размещался в гробу, размеры которого могли доходить до 4 метров, и в погребальной камере. В качестве обязательных элементов погребального инвентаря использовались короны, бронзовые зеркала, бронзовое и железное оружие (алебарды, кинжалы, мечи, наконечники стрел), доспехи, бусы и браслеты, пластины-магатама (яшмовые пластины, по форме напоминавшие крупные корейские бусины-гогок). Вокруг кургана копались рвы или же строились каменные изгороди, на склонах ставились глиняные скульптуры-ханива, изображавшие жилища, людей, животных, музыкальные инструменты и утварь. Они устанавливались для охраны предков и, возможно, были созданы под влиянием китайских образцов, например, из гробницы Цинь Шихуана (Мещеряков, 2010, C. 91-94).

Остановимся на теме бронзовых погребальных зеркал как образце бронзолитейного искусства древней Японии, сформировавшемся под влиянием корейской и китайской культуры.

Согласно легенде, внук богини солнца Аматэрасу Ниниги-но Микото прибыл на землю, оказавшись на о. Кюсю, чтобы управлять делами людей. Символами его божественной, небесной власти стали «три священных сокровища» (Воробьев, 1980, C. 108) - яшма, меч и бронзовое зеркало (Сэнсом, 1999, C. 30-33). Однако необходимо отметить, что родиной бронзовых ритуальных зеркал в реальности были отнюдь не Японские острова.

3 — 2024
Автор:
Силакова-Макарова С.А., Хань Юн, Лю Сюй, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия