Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Советско-турецкие отношения 1922 г. (по страницам документов)
Это происшествие носило оскорбительный характер. Полпредство просило Комиссариат иностранных дел разобраться в случившемся и предпринять необходимые шаги с целью отстранения от должности названного комиссара и привлечения его к судебной ответственности.Тем временем внутри Турции надвигалось чрезвычайно важное знаменательное событие. 1 ноября 1922 г. ВНСТ приняло закон о ликвидации султаната. Этому предшествовали следующие события. 31 октября 1921 г. состоялось собрание парламентской “Группы защиты прав”, на котором К. Ататюрк заявил о необходимости ликвидации султанатской монархии. На следующий день он на заседании Маджлиса выступил с большой речью, в ней вопрос о султанате и халифате им был разделен. Приходилось учитывать возможные неблагоприятные отзвуки в стане на предложение об упразднении халифата. Поэтому прежде всего К. Ататюрк поставил вопрос об уничтожении султаната и изгнании последнего султана Вахдэддина, доказывая, что вся власть, весь суверенитет должны принадлежать ВНСТ.
Естественно, против этого выступила оппозиция, особенно когда обсуждался проект закона о ликвидации султаната осенью 1922 г. Но К. Ататюрк сумел обезвредить маневры своих противников. Проект подписывается 80 депутатами. В прениях открыто выступили против только два депутата. Предложение об изгнании султана и отделения Халифата от государственной власти принимается единогласно. Оппозиция – пишет советской полпред, приглашенный на это заседание, побоялась голосовать против.
17 ноября 1922 г. султан ночью покинул дворец, обратился за защитой к Великобритании и был принят на борт английского корабля. ВНСТ объявило уехавшего султана низложенным. Халифом избирается последний принц Абдул Меджид. Последний халиф. По случаю ликвидации султанатского режима Г.В. Чичерин направил К. Ататюрку приветствие.
В период ликвидации султаната, между РСФСР и Турцией продолжал разбираться вопрос о советском Внешторге, т.е. его представительстве на турецкой территории. Как явствует нота Полномочного Представительства в Анкаре на имя Комиссариата Иностранных Дел ВНСТ 13 ноября в помещении Внешторга во второй раз явился жандарм и потребовал снять российский флаг и эмблему на отделении Внешторга. Местные власти также потребовали прекращения его деятельности.
На советскую ноту был получен следующий ответ: “якобы операции торгового представительства РСФСР в Турции “по своему характеру отличны от тех, которые обычно предусматриваются законом”. В ноте далее указывалось: “С другой стороны, излишние добавлять, что торговые операции, которые будут производиться в соответствии с законами и правилами страны, могут, как и ранее, свободно осуществляться. В свою очередь Комиссариат Иностранных Дел надеется, что торговые операции турецких граждан в России будут пользоваться теми же льготами”.
В заключение в ноте говорилось: “Правительство Великого Национального Собрания Турции, воодушевляемое искренним желанием найти почву для достижения договоренности по этому вопросу, приступило недавно к переговорам о торговом договоре; оно сохраняет убеждение, что эти переговоры скоро увенчаются успехом и что таким образом вопрос о представительствах Народного Комиссариата Внешней Торговли будет окончательно урегулирован”.
Этот ответ не удовлетворил советскую сторону. 18 ноября появляется очередная нота, в которой говорится, что “прекращение деятельности в Турции Внешторга, органа, осуществляющего монополию российской внешней торговли, было бы равнозначно полному разрыву экономических отношений между Россией и Турцией.”
Гришин Яков Яковлевич, Ахметкаримов Булат Гумарбаевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет