ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Роль Ян Чжу и его идей в системе китайской философии

Достаточно большое значение в философской концепции Ян Чжу занимает и такое понятие, как следование своей собственной судьбе и природе. Ведь когда человек рождается, то он не сразу начинает идти на поводу у пороков. Стремление к долголетию, жажде славы и высоких должностей, алчности – все это, по мнению Ян Чжу, вступает в противоречие с истинной человеческой природой и заставляет человека пытаться изменить свою собственную судьбу.

И все же, китайский философ не говорит о том, что необходимо стать аскетом и уйти в паломничество. Напротив, Ян Чжу выделяет четыре основных фактора, которые человек может иметь в своей жизни. Это – богатый дом, изящные одежды, изысканные яства и прекрасные женщины. Достаточно интересным является тот факт, что использованные прилагательные относятся к степенным. Получается, что человек не может просто иметь обычный дом в своей жизни, ему нужно иметь именно богатый дом или изящные одежды. Однако, несмотря на странность подобного изречения, Ян Чжу отмечает, что: «Обладать этими вещами и домогаться от внешнего мира значит иметь ненасытный характер» (Ян Хин-Шун, 1973, 224). Это говорит о том, что самыми главными вещами в жизни должны быть те, которые приносят наслаждение самому человеку, а не кому-то другому. Только то, что будет поддерживать его тело во здравии и покое, а также позволит следовать собственной природе и судьбе. Здесь ярко проявляются черты, которые присущи гедонизму, то есть стремлению к наслаждениям в жизни. Человека не должно заботить то, что происходит в мире и его государстве. Прежде всего он должен жить для себя и своего тела, поддерживая в нем жизнь, через такие удовольствия, как изысканная еда, изящные одежды, прекрасные женщины и богатый дом. Все это будет позволять человеку поддерживать свое тело в здравии вплоть до самого конца и, что тоже является немаловажным аспектом, быть свободным в своих мыслях, суждениях и действиях. Именно это и является одной из важных идей в философии Ян Чжу, которую критиковали представители других китайских философских школ.

При этом, очень важно будет не забывать о том, что гедонизм у Ян Чжу не выходит в крайнюю степень наслаждения, которая будет выражаться в нанесении себе телесных или иных повреждений. Потому что сам факт нанесения себе повреждений прямо противоречит основной идее философии жизни китайского философа. Тело священно и даже одним волосом нельзя жертвовать ради благих целей. Напротив, Ян Чжу говорит о том, что следует через наслаждения укреплять свое тело и поддерживать его в хорошем состоянии вплоть до самой смерти. Поэтому данная идея и будет расходиться, например, с тем же Гегесием, который считал, что нужно наслаждаться даже своими страданиями и находить в них удовольствие.

Когда человек пытается следовать воле государя, быть справедливым лишь для того, чтобы принести пользу другим людям, то это может приносить пользу народу и государству, но на жизнь одного человека будет оказывать самые разрушительные последствия. Потому что человек будет ставить желания других превыше своих собственных, а впоследствии может оказаться, что всю свою жизнь он существовал лишь для других, но не для себя. А это лишь будет являться лишним показателем того, что человек пошел против своей природы и пытался бороться с судьбой, в надежде на то, что он встретит достойную старость и примет свою смерть. Однако смерть не будет рассуждать о достойности человека, она просто приходит и забирает тех, чье время уже пришло. Так почему же человек обязан жить для кого-то другого, но не для себя? Именно таким вопросом и задается Ян Чжу, который отмечает: «То, что делает все вещи разными, - это жизнь; то, что делает их одинаковыми, - это смерть…» (Ян Хин-Шун,1973, 215). Таким образом, это лишний раз подтверждает, что как мы люди не пытались на протяжении всей своей жизни отличаться друг от друга, на смертном одре они все равно вновь будут равны.

3 — 2022
Автор:
Дашкин Геннадий Игоревич, Иванова Татьяна Генриховна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань