Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Единство с природой в корейском садово-парковом комплексе
Результаты
Парковые комплексы Кореи реализуют идею гармонии с природой в ее естественном состоянии. Для корейцев природа не только источник эстетической красоты, но и познания абсолютных законов мира. Корейцы в силу своих религиозных взглядов воспринимали человека и природу в их нерасторжимом единстве. Единство с природой в мироощущении корейца не рассматривается как отказ от цивилизации, оно рассматривается как эволюционный шаг к более высокому состоянию разума, позволяющий насладиться самым лучшим подарком, который может предложить природа. Традиция сада в Корее зарождается в эпоху Древнего Чосона, когда появляются места, называвшиеся Божественными садами [1]. Особенность этих мест заключалась не только в их религиозном предназначении, но и то, что природный ландшафт этого места оставался практически нетронутым человеком. Это были такие особенные места, которые давали духовные силы и подчеркивали единство человека с природой и с миром.
Знакомство с культурой Китая привело к тому, что многие культурные комплексы, архитектурные ансамбли Кореи существенно изменились. Китай на продолжительное время оказывается своеобразным донором для Кореи. Но элементы культуры Китая заимствовались и переносились не полностью, они менялись и подстраивались под культуру Кореи. Буддийский и даосский взгляд на природу, как на божественное пространство, которое нельзя трансформировать, был воспринят корейцами и дополнен стремлением слиться с ним [2]. Отсюда и вытекает то, что корейский сад создавался с минимальным воздействием на природу. Люди позволяют рукотворным элементам сада сливаться с природой и процветать. Природная естественность – это главная черта корейских садов.
Олицетворением этой естественности служит павильон. Именно в нем природа и искусственный ландшафт становятся единым целым. Так и произошло в павильоне Доквиро храма Бончжонса. Становление одним целым с природой, что внесено в павильон, может быть интерпретировано через концепцию течения и гармонии, которая была разработана в даосизме. Человек может стать одним целым с природой через взаимодействие между течением и гармонией. Течение может быть определено как «свобода стать одним целым с безмятежным небом и зелеными лесами» [3, С.107]. Павильон существует как часть природы, а природа становится внутренней частью павильона. Гармония – это важное условие для перехода в состояние течения. Течение как состояние духовной свободы – это риск стать пассивным, удариться в бегство от жизни. Гармония подразумевает более активное состояние, которое позволяет преодолеть эту опасность. Гармония позволяет достигнуть истинного течения путем устранения ненужных, маловажных второстепенных элементов бытия и ведет нас к нашей настоящей сущности.
Мухаметзянов Рустем Равилевич, к.и.н, доцент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Гайнуллина Ляйля Айдаровна, магистрант, Кафедра истории Татарстана, археологии и этнологии, КФУ, Болотова Наталья Андреевна, независимый исследователь