Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Основные этапы развития диалога между Республикой Корея и Российской Федерации: краткий обзор
В русской историографии есть мнение, что русские были первыми европейцами, кто имел диалог, а также торговые связи с корейцами еще в XVII в [3, с. 31]. Основано данное мнение на существующих данных, оставленных итальянцем на русской службе, участником посольства Л.В. Измайлова в Цинскую империю Н.П. Крисница (Христизини). Эти данные были уточнены С.Л. Владиславичем-Рагузинским, который в 1727 г. был российским Чрезвычайным посланником и Полномочным министром при китайском дворе. Когда говорят о первых торговых связях русских с корейцами, то основываются на «Портфелях Миллера», оставленных Герардом Филиппом Миллером (выдающийся русский историк и историограф XVII в.) [4, с. 37], а также Константином Аполлоновичем Скальковским в его роботе «Внешняя политика России и положение иностранных держав» [5, с. 577]. Б.Д. Пак пишет, что требуются дальнейшие поиски в российких архивах и корейских источниках, чтобы документально подтвердить, что русские были первыми европейцами, завязавшими первые торговые контакты с корейцами еще в XVII в [6, с. 37].
С конца XVII до середины XIX вв. русско-корейские связи в основном проходили в Пекине и осуществлялись главным образом купцами и служивыми людьми. Поэтому в историографии Южнои Кореи указанный период называется периодом «Пекинских дневников» или «периодом Енхэннок». Историк-востоковед Т.М. Симбирцева считает, что данные документы являются, возможно, единственным документальным источником, рассказывающие о русско-корейского диалога в Пекине. В 1984 г. перевод отдельных частей вышеупомянутых дневников был сделан и представлен в сборнике «Столетняя история корейско-российских отношении » исследователем Южной Кореи Пак Тхэ Гыном [6, с. 39-40].
Новый этап в ознакомлении русских с Корейским государством связано с именем русского мореплавателя, адмирала и человека, совершившего первую русскую кругосветную экспедицию Ивана Федоровича Крузенштерна. Он в 1805 г. на кораблях «Надежда» и «Нева» провел систематическое изучение Японского моря прибрежных Корейскому полуострову водах. Полученные И. Крузенштерном новые данные в ходе этой экспедиции помогли уточнить, дополнить и исправить полученные французским мореплавателем Жан-Франсуа де Лаперузом и капитаном британского флота Уильямом Робертом Броутаном сведения в конце XVIII в. Таким образом, можно сказать, что с началом XIX в. наступает новый этап ознакомлении с Корейским государством. Во второй половине XIX в. произошел первый русско-корейский диалог на территории Кореи, в котором участвовала эскадра адмирала Евфимия Васильевича Путятина. Много интересных сведении были оставлены участниками экспедиции адмирала Е.В. Путятина о Корее и жителях этой страны. В качестве примера можно привести цикл очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада», дневники Воина Андреевича Римского-Корсакова, К. Посьета «Письма с кругосветного плавания в 1852, 1853 и 1854 годах» [6, с. 434].
Началом нового этапа в русско-корейских отношениях является подписанные Россией и Китаем в 1858 г. Айгунский договор (по которому признавалось включение Приамурского края в состав России) и Пекинский договор от 1860 г., который: во-первых, подтверждал все статьи Айгунского договора; во-вторых, признавал права России на Южно-Уссурийский край, сопредельным с границей Кореи. Еще до заключения Айгунского договора в 1858 г. генерал губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, которому были даны все полномочия вести отношения с Китаем по вопросу о разграничении восточной окраины России, в разработанном им инструкции говорилось, что в случае распада Цинской империи не допускать утверждения в Монголии, Маньчжурии и Корее влияния враждебных России государств. В сохранении существующего положения, где Корея является вассалом Цинского Китая, Россия видела препятствие в подчинении Корейского государства другими державами [8, с. 345]. Интересном является тот факт, этот договор был подписан без информирования корейского государства о появлении общей границы с Россией, впервые в истории Корейского государства появлялась общая граница с европейским государством. В 1861 г. было завершено разграничение на Тумангане, теперь нижнее течение реки стала государственной границей между Россией и Кореей. Появление общей границы привело к возникновению русско-корейским приграничным отношениям.
Карамова Юлия Юрисовна, Аликберова Альфия Рафисовна Институт международных отношений Казанский федеральный университет