ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Деятельность врачей при русской духовной миссии в Пекине и изучение традиционной медицины Китая

Помимо ухудшения жизненных условии миссионеров в Пекине, произошло охлаждение отношении между православными миссионерами и маньчжурским правительством: после пребывания IX миссии (1807-1821 гг.) архимандрита Иакинфа (Бичурина) в Пекине отношения Миссии с местными властями были настолько испорчены, что вставал вопрос о самом дальнейшем пребывании русского миссионерства в Китае. Существенные изменения в комплектование и жизнь внутри Миссии внес бывший ученик VIII миссии (1794-1807 гг.) и начальник X миссии (1821-1830 гг.) архимандрит Петр (Каменский). Став в 1819 году первым начальником Миссии, еще не получив духовный сан, Каменский приступил к реформированию уклада Пекинской миссии, и благодаря ему в X миссию впервые официально был включен врач О.П. Войцеховскии , что положило начало работы института врачей при Пекинской духовной Миссии. Такие изменения были своевременными.

К середине XIX века российское общество стало живо интересоваться достижениями дальневосточной медицины. Так, в статье о прививании оспы, вышедшей в еще 1758 году, автор высказывал предположение, что, возможно, китайская медицина сумела далеко превзойти и опередить европейскую. В данном свете российские врачи стали настоящими просветителями российского общества в вопросах, касающихся китайскои традиционной медицины.

Новым членам Миссии, в том числе и врачам, перед отправкой в Китай прописывались специальные должностные инструкции, где были указаны вопросы, необходимые для изучения и сбора информации. Например, в инструкции доктору П.А. Корниевскому, было поручено изучить состояние разных отраслей медицины китайцев, медицинские термины, систему образования врачей, их работу с населением, медицинские инструменты, а также распоряжения китайского правительства, касающиеся здравоохранения и благотворительных заведении. Предполагалось, что эти данные врач мог получить из бесед с китайскими лекарями, местным населением, а также из печатных издании в Китае [Инструкции лекарю, 1856, Л.4].

Помимо общего плана, каждому медику в инструкции предлагался список дел, желательных для выполнения. Так, в 1856 году Корниевскому было предписано по пути в Пекин изучить положение медицины во всех проходимых Миссией областях с прикреплением к отчету переведенных на китайскии язык тибетских и монгольских медицинских книг и экземпляров лекарств, используемых ламами; узнать, распространено ли заболевание оспой и в каких провинциях, определить характер протекания болезни; добыть сведения о фитотерапии и причине неприятия принятой в Европе практики кровопускания, составить отчет о влиянии климата Пекина на формы наиболее распространенных болезней [Инструкции лекарю, 1856, Л. 5-7]. В инструкции особенно подчеркивалась необходимость вежливого и осторожного общения с местными жителями, совершенно отличными от европейцев», важность учета специфики национальной культуры, привычек и предрассудок для того, чтобы не вызвать своими действиями и словами неудовольствия, непонимания и конфликтной ситуации [Инструкции лекарю, 1856, Л. 5 об.].

Первым врачом при Православной Миссии в Китае стал Осип Павлович Войцеховский. Выпускник Медико-хирургической академии был включен в состав отправляющейся в Пекин X миссии по собственному желанию. Согласно должностной инструкции от министерства иностранных дел, основное внимание Войцеховский должен был уделить сбору коллекции растении , представлявших интерес для Московского общества испытателей природы [Скачков, 1977, С. 195]. Помимо этого, первые годы своего пребывания в Пекине врач также посвятил изучению китайского и маньчжурского языков. Изначально работа медика при Миссии, пользовавшегося методами передовой европейской медицины, не только не внушала доверия китайскому населению. Общественное признание Войцеховский получил лишь после того, как вылечил тяжелобольного китайца-католика Ли Цинвана. Постепенно эффективность его работы была доказана на практике. Благодаря тому, что за лечением к Войцеховскому стали обращаться представители маньчжурской знати, улучшилось отношение правительства и ко всей Русской миссии в целом. Особый почет Осип Павлович заслужил во время борьбы со вспышкой холеры, свирепствовавшей среди местного населения в 1820-1821 гг., а также при проведении вакцинации от оспы. Впоследствии ему, а затем при схожем стечении обстоятельств и врачу П.Е. Кирилову, была вручена памятная доска от цинского правительства, которая гласила: «Прекрасное лечение подобно Чан Сану».

3 — 2019
Автор:
Силакова София Андреевна Казанский (Приволжский) федеральный университет